Сумрачный гений Ник Кейв всегда, с самого начала, был особенным, отдельным от всех. Не очень-то типично для рок-музыканта с панковскими замашками вдохновляться Набоковым и Достоевским - впрочем, Кейв из тех людей, для которых любые рамки узки, и он успешно пробовал себя в разных сферах искусства. Если же говорить о музыке, то и здесь творчество Ника трудно причислить к какому-то одному жанру, к тому же с годами оно неизбежно менялось, становясь менее колючим и более умудренным. Было очень интересно наблюдать за этим процессом, потому что Кейв всегда шел своим путем, ни на кого не оглядываясь, и этот путь мог привести куда угодно, от Элизиума до Аида. В своих поисках творец прошел и то, и другое, и тем не менее трудно было ждать, что его музыка вырулит к такой невероятной, захватывающей красоте, которой отмечены последние работы Ника и его группы The Bad Seeds (Скверные семена). Редко бывает, чтобы боль и мрак, от которых Кейв никогда не отворачивался, переплавляются в душе художника со светом и радостью, чтобы дать в итоге такие глубокие гармоничные произведения. Думается, к чему-то подобному мог прийти Джим Моррисон, но он, к большому сожалению, слишком рано сошел с дистанции. А вот Ник Кейв с нами, он продолжает творить, побеждая своих демонов, и даже личные трагедии не могут его сломить. Сегодня вспомним альбом 2013 года под названием Push The Sky Away (Оттолкни небо прочь), где и выкристаллизовалось впервые это новое звучание, получив своё продолжение на двух последующих работах - Skeleton Tree (2016) и Ghosteen (2019).
Альбом писался во Франции с декабря 2011 года по август 2012, а издан был в феврале 2013 - музыканты явно работали не спеша! Неспешными получились и девять треков, вошедших на диск - то ли песни, то ли псалмы, продекламированные Кейвом под гипнотический, напоминающий биение сердца аккомпанемент.
Совсем не обязательно - а иногда даже нежелательно - понимать, о чем же здесь поётся: хотя Кейв - признанный литератор, все эти слова значат гораздо меньше, чем музыка. Музыка, в которую нужно просто погрузиться, как в темную спокойную воду, задержав дыхание и вглядываясь в эту темноту - если не боишься, конечно. Впрочем, быстро обнаруживается, что задерживать дыхание особо и незачем - воздуха среди нот предостаточно! А слова - ну что слова. Вы ведь никогда не мечтали послушать блюз, посвященный бозону Хиггса, правильно? Вам такое даже в голову не приходило, как и мне, хотя фантазия у меня богатая. А вот Кейву пришло, и он даже умудрился Роберта Джонсона к этому грешному бозону каким-то боком приплести. Или песня Finishing Jubilee Street (№7) - рассказ о том, как трудно было закончить песню Jubilee Street (№4). Какое-то важное послание слушателю в этих текстах найти сложно. Собственно, вербальных посланий на весь альбом присутствует всего-то два с хвостиком: это связанные между собой первая и последняя песни, закольцовывающие альбом, и выдох-катарсис в конце Water's Edge:
It's the will of love
It's the thrill of love
Ah but the chill of love is coming on
Нет, строчки-жемчужины попадаются то там, то сям, но повторюсь: не слова, а музыка делают пластинку шедевром - при том, что аранжировки довольно минималистичны. Гитары на альбоме почти нет, зато электропиано рассыпается капелью почти на каждом треке, и отголосками вторят разные электронные эффекты. Флейта грустит, а когда в музыкальную ткань врываются пассажи скрипки, они несут драматизм и какую-то неотвратимость, что ли. Важную роль играют бэк-вокалисты (и вокалистки), чьи хоровые распевы добавляют щемящих красок. И над всем этим - завораживающий голос Кейва... Русской душе очень близка такая осенняя меланхолия с порывами ледяного ветра и брызгами внезапного дождя, так что сейчас самое время переслушать эту замечательную пластинку. И в очередной раз оттолкнуть подальше от себя небо, нависшее слишком близко.