Найти тему
Мурманский вестник

Самый скандальный и не только. Премьеры Московского фестиваля

Оглавление
«Спайс бойз» (18+).
«Спайс бойз» (18+).

Это украинский Канн - Одесский международный кинофестиваль. Кинолюбители со стажем припомнят легендарный Одесский международный кинофестиваль «Золотой Дюк», проводившийся с конца 80-х, - это не тот! Хотя и является международным фестивалем, и называет себя украинским Канном, и проводится он уже в одиннадцатый раз. На этот раз он был онлайн, шел в конце сентября - начале октября, в конкурсе у себя собрал украинское пропагандистское кино (том числе «Атлантиду» (16+), о которой мы уже рассказывали), его же преимущественно своими призами и наградил.

Зато украинский Канн!

К чему такое вступление? К тому, что, если вы наткнетесь на неблагоприятное сравнение нашего Московского фестиваля и наших программ поддержки кино с некими абстрактными кинофорумами и подобными программами (таких сравнений появилось сейчас что-то очень много), не обращайте внимания. Ничто в мире не совершенно, и уж наше здесь - отнюдь не самое худшее.

Нынешний Московский фестиваль (в отличие от Одесского проводился он офлайн) завершится 8 октября, так что, когда я пишу эти строки, еще не знаю его итогов, а вы, читая их, уже будете знать. Поэтому, рассказывая о фестивале, я прежде всего попытаюсь передать его дух - который, надеюсь, воплотится и в его призерах.

Самый скандальный фильм «Спайс бойз» (18+), Белоруссия. Собственно, никакого скандала вокруг не было. Соль тут в другом - прессу в дни фестиваля, в том числе и киношную, интересовали совсем другие события, и «Спайс бойз» оказался единственным фильмом, который журналистов достал. Резюмировать их мнение можно так: «Спайс бойз» - худший фильм Московского фестиваля за всю его историю».

Учитывая, что в основе сюжета ленты - реальная история о том, как на мальчишнике его гости перебрали с запрещенными веществами и какой абзац в итоге получился, мнение заслуживает внимания. Но мы, будучи любителями кино как искусства, а не пропаганды, вспомним и другие похожие фильмы.

«Обвиняется свадьба» (1986 г., 16+), режиссер - Александр Итыгилов. Фильм-трагедия, и не только сюжетно (о свадьбе, превратившейся в побоище): экранизация сценария умершего за два года до фильма Константина Ершова («Грачи», 16+), сделанная Александром Итыгиловым, который снимет еще две картины - «Смиренное кладбище» (18+) и «Это мы, господи!» (16+) - и умрет от саркомы. Одна из первых киноролей Алексея Серебрякова.

«Трагедия в стиле рок» (1988 г., 18+), режиссер - Савва Кулиш. Сейчас эту ленту вспоминают мало. Между тем уже сюжет ее таков, что не исключено, что скоро ее вспомнят, чтобы сделать культовой. Здесь и криминальная интрига, и молодежная драма, и драма о наркозависимости, и псевдовосточное сектантство, и музыка Сергея Курехина… В СССР лента пользовалась заметным кассовым успехом, однако кинозвезд из ее актеров не вышло.

«Реквием по мечте» (2001 г., 18+), режиссер - Даррен Аронофски. В рецензиях «Спайс бойз» обычно сравнивают с этой картиной, но сравнивать тут нечего - хотя бы потому, что в «Реквиеме» действие идет в течение нескольких лет, а не одного дня. Кроме одинакового bad end’а и присутствия в сюжете наркотиков, общего тут ничего нет. Разве что за исключением единого философского посыла: «Употреблять - глупо!»

Культовая легенда СССР

Плох тот фестиваль, где нет ретроспектив. На этот раз в Москве показали ретроспективу французского режиссера Робера Энрико (1931 - 2001). С одной стороны, о нем можно сказать: Робер Энрико - режиссер, никогда не снимавший шедевров. Все его ленты - крепкие середнячки. С другой стороны, среди них есть и такие «середнячки», как «Искатели приключений» (12+) и «Старое ружье» (16+).

«Искатели приключений» (12+).
«Искатели приключений» (12+).

«Искатели» (1967 г., в ролях - Ален Делон, Лино Вентура) - не более чем очередной «Остров сокровищ». Однако, если держать в уме, что в СССР этот фильм заслужил такую же культовую славу, как в конце 40-х - «Ревущие двадцатые» («Судьба солдата в Америке», 12+), его смотришь уже совсем иными глазами. Повторюсь, хотя у «Искателей приключений» много достоинств, это не шедевр. Но почему же тогда советский зритель видел в «Искателях приключений» шедевр?

«Старое ружье» (16+).
«Старое ружье» (16+).

«Старое ружье» (1975), в ролях - Филипп Нуаре, Роми Шнайдер. Еще один не шедевр Робера Энрико: вместе с тем это лучший во французском кино, а может, и в мировом фильм о мести. Сюжет - как у трэшевого боевичка, хотя это никакой не боевик: Франция, 1944 год. Эсэсовские каратели убивают жену главного героя. Чтобы отомстить, он запирает их в замке, где знает все ходы и выходы, и достает свое старое верное ружье.

«Элементарно, Ватсон!»

В рамках фестиваля состоялась премьера мини-сериала «Шерлок в России» (16+). По сюжету (действие происходит в России времен Александра III)

- фактическая экранизация романа Бориса Акунина «Декоратор», откуда выкинули Эраста Фандорина, зато ввели Шерлока Холмса (в титрах, однако, Акунин не значится). Режиссер - Нурбек Эген (лучший киргизский режиссер - Кыргызстан дважды его выдвигал на «Оскар»), сценарист - Олег Маловичко («Притяжение», 12+). С Василием Ливановым будет соревноваться Максим Матвеев, а говорить «Элементарно!» он будет русскому доктору Карцеву.

«Шерлок в России» (16+).
«Шерлок в России» (16+).

Вообще для кинофестиваля представлять телесериалы - очевидный моветон. Учитывая, однако, что сейчас все меняется, может, Московский кинофест просто забежал чуть-чуть вперед. А в связи с «Шерлоком в России» вспомним советскую телевизионную классику - якобы экранизацию Стивенсона «Приключения принца Флоризеля» («Клуб самоубийц», 12+), 1979 г. В ролях - Олег Даль, Донатас Банионис, Елена Соловей, Игорь Дмитриев. Как и все советские телепостановки, лента уникальна уже тем, что даже мельчайшие роли здесь играют выдающиеся актеры. В том числе и будущий «гардемарин» Владимир Шевельков дебютирует! А для Олега Даля - это одна из последних его ролей.

А вот так то же самое (но уже по Конан-Дойлю) делает сейчас Netflix - «Энола Холмс» (16+), 2020, Великобритания. Экранизация романа-фанфика, главная героиня которого - Энола Холмс, сестра Шерлока Холмса. Западная критика оценила фильм положительно, что немудрено - и Энола здесь феминистка, и ее мать феминистка, и вокруг них одни феминистки, попробуй такое обругай.

Что до Шерлока Холмса и его брата Майкрофта, то они тут, что называется, шовинисты. Зрителям Netflix «Энола Холмс» понравилась, но не своими феминистками, а прежде всего тем, что она действительно предназначена для семейной аудитории. Точь-в-точь как советский аналог.

«Энола Холмс» (16+).
«Энола Холмс» (16+).

Короткометражки рулят

То, что короткометражное кино становится все более и более актуальным для киноискусства, подметили и на Московском фестивале - и помимо обычного конкурса короткометражек устроили большую ретроспективу короткометражных фильмов-призеров мировых фестивалей. А мы в связи с этим напомним о Ютуб-канале короткометражек «Про людей и про войну» (16+).

Опубликовано: Мурманский вестник от 08.10.2020