О кавказском гостеприимстве, по которым гость для горца почти святой человек, слагают легенды. Гостеприимство горцев наверняка ощутили на себе многие, как и русское радушие и хлебосольство. А что получится, если смешать кавказские, русские и белорусские традиции приема гостей? Корреспондент "НацАкцента" нашла ответ на этот вопрос неподалеку от Красной Поляны, в этнохуторе "Шишин двор".
Публикация создана по материалам сайта "Национальный акцент"
"В этнохуторе "Шишин двор" восстановлен типичный уклад русской переселенческой усадьбы. Здесь сливаются абхазские, русские и сванские традиции горного быта. Решив поближе узнать о смешении русско-кавказских традиций, в один из отпускных дней я напросилась в гости к создателям этнохутора.
Также читайте: Легендарный алтайский шаман: как старик Боб спасал людей
Кстати, о кавказском гостеприимстве хорошо рассказывает абхазская легенда. К одному старику на коне прискакал израненный человек, за ним была погоня и он попросил хозяина спрятать его. Вслед за ним прискакали другие всадники, родственники старика, которые сообщили, что разыскивают чужеземца, который убил его сына. Старик их накормил, напоил, но гостя не выдал. После их ухода он выпустил чужеземца со словами: "Уходи, я тебя не трону".
Домик в деревне
Поселение находится на высоте 1100 метров на склоне средней части хребта Аибга, с курорта добраться туда можно несколькими способами, но я обычный турист, поэтому выбираю менее трудозатратный. Поднявшись на канатке до горной Олимпийской деревни, набираю указанный в проспекте номер и заказываю трансфер. Через полчаса за мной приезжает водитель, и еще минут через 15-20 мы оказываемся на месте.
"Шишин двор" — не привычный этнопарк, который обычно показывают туристам на экскурсиях. Это этнодеревня, где большую часть времени живут создатели подворья, с домом, кунацкой, или гостевым домом, пацхой (многоугольная постройка с земляным полом и открытым очагом), кафе, бытовыми строениями, загонами для животных и мини-пасекой. Здесь вы не увидите театрализованных представлений, сотрудников в национальных костюмах, кричащих вывесок и лотков с сувенирами. Гостям показывают традиционный быт горцев.
Абхазский очаг & русская печь
— После окончания Кавказской войны, которая длилась более 50 лет, здешние места обезлюдели, и российским правительством было принято решение заселить их жителями с территорий современной центральной полосы России, Ставропольского края. Мой прапрадед Шишин пришел сюда из Белоруссии. Остановился он не конкретно здесь, а чуть дальше в горах, — рассказывает Алексей Шишин.
На Кавказ переселенцы принесли свою культуру, так в горах появились мазанки и избы с печью. Такую же печку Шишиным сложил мастер из Новосибирска. Зимой в ней выпекают хачапури, делают это нечасто — печь надо протопить, да и много в ней не приготовить, а для новой партии потребуется снова растапливать.
Интересное: Духи гор: путевые заметки о встрече с легендами Алтая
Прогресс не стоит на месте, говорит Алексей, гостям стараются показать, как жили раньше, но соблюсти полную аутентичность, трудо- и капиталозатратно. И не каждый это оценит: люди привыкают к удобству и не хотят возвращаться в предыдущий век.
— У нас в деревне у всех есть печка, а у абхазцев, которые живут рядом, построены пацхи. Пацха в переводе с абхазского означает место, где очаг. Абхазы были язычниками и очень трепетно относились к стихии, огонь — одна из стихий, которую они почитали.
А еще на хуторе делают полутвердый сыр из козьего молока — качотту. Научились готовить и французский сыр том, который мне попробовать не довелось, так как прежде чем приобрести вкус и аромат, дозревает он около года.
А вот мед, наоборот, не подвержен современным технологиям — в цене натуральность.
— Русские люди, которые живут здесь, впитали в себя большую часть кавказской культуры, и кавказское гостеприимство здесь одна из традиций. Гость для любого хозяина главный человек. Если к вам пришел гость, его должны напоить, накормить, спать уложить, не задавая никаких вопросов.
Поэтому, отправляясь в горы, можете быть уверены, что примут вас как самого дорого гостя, однако грешить все же не стоит.