О Касимове дореволюционной эпохи знают многие. Сначала это было небольшое татарское ханство со столицей в Касимове - осколок Золотой Орды. Касимовское ханство долгое время было своеобразным партнером Московского государства, в том числе в деле завоевания Казанского ханства. Это были феодальные времена со своими правилами жизни.
О жизни татар Касимова в уже более поздний период, на этом канале уже была одна статья, поэтому повторяться особо не буду. Отмечу лишь, что Касимов имперского периода поражал не только ханским прошлым и величественными памятниками того времени, но и богатыми и щедрыми татарскими купцами, стремлением к образованности и прогрессу. Это был уникальный уездный город России, с татарским колоритом. Прежде всего, с мечетью и медресе.
Но что случилось с Касимовым после 1917 года?
Когда, на первый взгляд, уделялось особое внимание культуре "нацменов" и в Касимовском районе было создано множество татарских образовательно-культурных учреждений.
Татарский театр в Касимове
До революции в Касимове не было своих татарских трупп. Довольно известной певицей в дореволюционном татарском мире была уроженка Касимова - Марьям Искандарова, она активно гастролировала. В уездном Касимове тоже иногда появлялись заезжие татарские труппы из Казани, Оренбурга, Уфы.
Но вот случилась Октябрьская революция и у касимовских татар появился свой татарский театр. Работал он при Агитотделе Политпросвещения. Вернее, это были любительские кружки. В Касимовском краеведческом музее сохранились даже афиши нескольких татарских спектаклей. Например, в 1921 году татарская труппа Касимовского советского народного театра представляла постановки "Зиляйха", "Кюнчилек емшляре" ("Плоды ревности"). Постановщиком был К.Девлеткильдеев. Кроме него, в постановке играли К.Булатова, К. Бикжанова, А. и М. Агеевы и другие.
Интересно, что "Зиляйха" - это та самая знаменитая "Зулейха" Гаяза Исхаки. В 1921 году в Касимове при агитотделе Политпросвещения каким-то образом допустили пьесу об исламе. Видимо, основные акценты были смещены в сторону критики политики христианизации в царской России. Возможно, касимовская постановка - это последний спектакль "Зулейха" по пьесе Гаяза Исхаки в Советской России. В дальнейшем имя писателя-эмигранта было предано уже забвению.
Татарская театральная жизнь в Касимове, так необходимая для политпропаганды, продолжалась и в 1930-е годы. Например, в фондах того же Касимовского краеведческого музея сохранилась фотография участников драмкружка клуба имени Наримана Нариманова после премьеры спектакля «Галиябану». Как видим, революционно-мусульманскую "Зулейху" заменила уже нейтральная, удобная для советской действительности, "Галиябану". Где были четко прорисованы образы бедняка-жертвы и богача-злодея.
Татарские школы, татарский клуб в Касимове
Летом 1930 года в Касимов приехал казанский журналист, будущий литературовед Мухамед Галиев (Мөхәммәт Гәли). Он оставил неоднозначные воспоминания о городе. Многие касимовские татары работали тогда в местных промышленных предприятиях. Татарская жизнь в городе, на первый взгляд, бурлила. Но все ли было так хорошо?
Конечно, отметил Мухамед Галиев советские достижения - в Касимове работала татарская начальная школа (обучалось около 80 человек и обучали 4 учителя). Размещалась советская татарская школа в доме Шакуловых. В то же время Мухамед әфәнде упоминает, что до революции в Касимове было знаменитое Кастровское медресе. Это учебное заведение опекали татарские купцы Кастровы. Но в советское время здание медресе превратили в роддом. Видимо, слишком хорошим было помещение дореволюционной татарской школы.
Из Казани и Москвы в первые десятилетия советской власти выписывали много татарских газет и журналов, книг. Одну из городских мечетей к 1930 году уже превратили в татарский клуб. Нельзя сказать, что советский интеллигент М.Галиев не видел в этом никакой проблемы, просто в этом материале не стал обострять внимание. Он продолжал отмечать позитивные моменты. "До революции в Касимовском уезде было всего 3 мектеба, - пишет он, - а сейчас, несмотря на уменьшение количества татар, работают уже 13 татарских школ". При этом обучение в стране тогда все еще не было обязательным, но началось уже строительство колхозов, в том числе в татарских деревнях бывшего Касимовского уезда.
Для подготовки учителей для татарских школ при Касимовском педучилище в советские годы открылось специальное Татарское отделение. Вот фотография его выпускников 1929 года.
Немного о быте касимовских татар 1930 года
Мухамед Галиев отмечал, что касимовские татары живут в добротных домах. Они напомнили ему и бывшие дома мулл, и татарских баев из Атни (Заказанье). Полы устланы коврами, на стенах - татарские декоративные занавески (кашага), везде в домах - старинные часы и шкафы.
"Йорт тормышлары бигрәк тә өй җиһазлары безнең яктагы элекке муллалар, бигрәк тә Әтнә тирәләрендәге хәллерәк татар крестьяннарыныкына ошый, өй эчләрендә паласлар җәелгән, кашагалр эленгән, татар өйләрендә генә була торган иске сәгатьләр,шкафлар һәм башкалар. Укытучы тора торган уртарак тормышлы шәһәрдәге мещан гаиләсенең өй эче шулай җыелган иде".
Еще один интересный момент, который подметил Мухамед Галиев, это разница в характере казанских и касимовских татар. Ему показалось, что касимовцы менее открыты, лично ему было не так просто установить с ними контакт:
"Безнең Казан татарлары шикелле алар белән бик җиңел генә танышып китеп булмый. Ят кешегә чит күз белән карый торган дорфа табигәтләре бар".
Свои впечатления о советском Касимове Мухамед Галиев опубликовал в июле 1930 года в газете "Кызыл Татарстан". В этот же период он написал еще одну работу - брошюру "Дин өчен көрәш - социализм өчен көрәш". Иными словами, М.Галиев (1893-1952) попытался защитить религию, ссылаясь на то, что она является союзницей социализма. Очевидно, татарский клуб в бывшей мечети, который он увидел в Касимове, произвел все же на него сильное впечатление. За "крамольную мысль" о религии в декабре 1930 г. М. Галиева арестовали, но освободили в марте 1931 г. В дальнейшем, он занимался более безопасным литературоведением.
Вместо эпилога
Советские материалы Касимовского краеведческого музея, связанные с татарами, датируются в основном 1920-1930 годами. Например, вот фотография 1985 года. Выступление хореографической студии "Дюймовочка" из Касимова. Нет уже ни Зулейхи, ни Галиябану...
В 1980-е годы уже и не было необходимости в советской агитации и в городе давно не было никаких татарских учреждений/кружков. Так несколько поколений советских татар потеряли татарский язык, а некоторые предпочли забыть и о своем татарском происхождении.
Читайте также:
Татарский остров на Рязанщине: Ханкирмән шәһәре (Касимов)
Первая женщина-врач Разия Кутлуярова: удивляла, вдохновляла ...