Как правило, мы слабо представляем уровень компетентности министерских чиновников. Задекларированный годовой доход заместителей министров знаем и недоумеваем, почему так много – 10 млн рублей в год, но оценить, владеет ли чиновник актуальной информацией и способен ли принимать адекватные решения, зачастую не можем. Познакомиться со «слугами народа» поближе позволяют прямые эфиры. В июле педагогическое сообщество «наслаждалось» перлами Евгения Семченко, директора департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения, участвовавшего в передаче «Родительский вопрос» на радио «КП» («Комсомольская правда»). В начале октября настал черед замминистра просвещения Виктора Басюка, который в прямом эфире рассказал о «подходах к выплате заработной платы» и попытался подсчитать школы, закрытые на карантин. Получилось плохо – пресс-службе министерства пришлось дезавуировать высказывания заместителя министра.
Поручение Мишустина – не указ для Басюка
Мы сообщали, что премьер-министр РФ Михаил Мишустин поручил Минпросвещения совместно с Минтрудом и Минфином до 1 ноября 2020 года представить предложения по установлению единых требований к оплате труда педагогических работников.
У Виктора Басюка свои представления о сроках исполнения, поэтому, когда ведущий передачи Александр Милкус задает вопрос: «Виктор Стефанович, скажите, когда это будет осуществлено?», заместитель Сергея Кравцова отвечает:
Мы хотим до конца года эту систему выработать, вынести ее на обсуждение правительства.
Обсудить не размер зарплат, а «подходы к выплате»
Не стоит ожидать, что предложения Минпросвещения приведут к росту зарплат педагогов. Обсуждается не уровень дохода, а «подходы к выплате заработной платы».
Выступление Виктора Басюка напомнило бесплодные дискуссии о соотношении базовой и стимулирующей частей зарплаты учителя, которые на парламентских слушаниях вела экс-министр Ольга Васильева. После продолжительных дебатов на тему пропорции «70 на 30» становилось понятно, что педагогам не стоит ожидать увеличения зарплаты.
Вот и Виктор Басюк, словно вспомнив тактические приемы своего бывшего руководителя, решил сделать вид, что главное – это не размер зарплаты, а законодательное закрепление выплат за «поливку цветов». По мнению чиновника, пока не разберемся, к каким выплатам это относить – стимулирующим или компенсирующим, дело с мертвой точки не сдвинется.
Мы хотим четко законодательно закрепить, что является компенсирующими выплатами для учителя. Чтобы проверка тетрадей не была стимулирующей выплатой. Это не награда учителю, это компенсационная выплата за его дополнительный труд. И она должна выплачиваться обязательно, она должна иметь определенные гарантии. Но при этом и определить, что такое стимулирующие выплаты. Потому что мы совместно с Центральным комитетом профсоюза проводили мониторинг, и вы знаете, у нас более 30 различных видов стимулирующих выплат. Ну, например, поливка цветов. Это не стимулирующая выплата, это дополнительная функция. Нужно четко определить, что такое стимулирующая выплата для учителя, – утверждает Виктор Басюк.
Когда принимается решение об очередном повышении окладов силовиков и военных, удается обойтись без глубокого мониторинга выплат за «поливку цветов», но в случае с учителями даже не размеры окладов, а всего лишь «подходы к выплате заработной платы» почему-то требуют длительного обсуждения.
Я думаю, на следующий год уже появятся нормативные документы, – сообщает заместитель министра просвещения.
Заметьте, не зарплата повысится на следующий год, а появятся документы, в которых будут разделены стимулирующие и компенсирующие выплаты.
Ждать роста зарплат едва ли стоит, поскольку в законопроекте «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» предусмотрено снижение расходов на образование в РФ в 2021 и 2022 годах по сравнению с законом №380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».
Бюджетные ассигнования на реализацию нацпроекта «Образование» (млн рублей). Таблица из пояснительной записки к законопроекту
Сколько в стране школ и какова доля закрытых на карантин
Если к пустой, ничего по сути не объясняющей и не меняющей риторике чиновников о зарплатах педагогов мы уже привыкли, то слишком вольное обращение Виктора Басюка с цифрами меня, признаться, удивило. Дело в том, что чиновникам в ранге заместителя министра все необходимые данные к публичному выступлению готовит целый штат помощников, советников и референтов. Как же тогда объяснить ляпы, которые затем приходится опровергать пресс-службе министерства?
28 сентября пресс-служба Минпросвещения опубликовала новость, в которой рассказала о совещании, посвященном эпидемиологической ситуации в образовательных учреждениях, на котором министр просвещения Сергей Кравцов сообщил: «На конец прошлой недели (25 сентября) было закрыто 94 (0,23%) школы. <...> Это из 39 803 школ страны, в которых учится 16 миллионов школьников».
4 октября свою лепту в статистику закрытых школ решил внести Виктор Басюк. Отвечая на вопрос Александра Милкуса о ситуации по стране в целом, замминистра просвещения заявил:
Мы буквально в минувший понедельник проводили серьезное всероссийское совещание вместе с коллегами, руководителями здравоохранения, региональными руководителями Роспотребнадзора, очень детально анализировали ситуацию. Надо сказать о том, что сегодня где-то примерно 3 процента школ от общего количества (напомню, у нас почти 42 тысячи школ сегодня в РФ) находятся на карантине.
Три процента от 42 тысяч – это 1260 школ. Таким образом, по мнению чиновника, буквально за неделю число школ в России выросло с 39,8 до 42 тысяч, а доля школ, закрытых на карантин, – в 13 с лишним раз, с 0,23 до 3%.
Не успели мы переварить эту информацию, как телеграм-канал Минпросвещения сообщил:
Как нам стало известно, сегодня, в эфире радио «КП», замминистра просвещения Виктор Басюк оговорился и допустил досадную ошибку в процентах школ, ушедших на карантин. По точным данным, на карантин вышло 0,29% школ по всей стране, а не 3%.
Сообщить и тут же опровергнуть
Эфир на радио «КП» с участием Виктора Басюка состоялся в воскресенье, 4 октября, а в понедельник заместитель министра, войдя во вкус, продолжил забрасывать публику «сенсационными» новостями. Он сообщил «Интерфаксу», что в связи с ростом числа заболевших коронавирусом школы трех регионов страны перейдут на дистанционное обучение:
Прогнозировать, как это будет развиваться дальше, достаточно сложно, потому что мы видим, что ситуация с заболеванием абсолютно различна в разных регионах. У нас есть информация, и мы ее проверяем сегодня – это Сахалин, Ульяновская область. И точно подтвержденная информация – это Москва.
Минпросвещения опровергло слова Виктора Басюка:
Министерство просвещения информирует, что в настоящее время образовательный процесс обеспечивается во всех регионах страны и распространяемая в СМИ информация о якобы принятых решениях о переходе на дистанционное обучение в масштабах целого региона не соответствует действительности.
Особенно впечатляют слова «распространяемая в СМИ информация». Если имеется в виду, что СМИ впредь не должны публиковать информацию, полученную от заместителя министра просвещения Виктора Басюка, то так и объявите. Будем знать. Если же Виктор Стефанович сообщает информагентствам непроверенные сведения, то, может быть, с ним нужно провести воспитательную беседу, а не обвинять СМИ в публикации новостей о «якобы принятых решениях».
Как обычно, пресс-служба Минпросвещения не стремится к диалогу и конструктивному взаимодействию, а сразу же бросается защищать честь изрядно запачканного мундира.
Кризис управления
Герои наших публикаций продолжают активно трудиться на ниве просвещения. Так, например, директор департамента Минпросвещения Евгений Семченко, отметившийся такими яркими выражениями, как «решением руководства страны было принято решение» и «решение, адресованное в адрес», вынашивает новую «плодотворную» идею.
В ходе Всероссийского форума по общественному здоровью он заявил, что в России должны появиться чиновники федерального уровня, которые будут отвечать за каждый конкретный предмет школьной программы:
Чтобы любой проект, любая деятельность была эффективной, за нее должен отвечать конкретный человек. Не вообще, не вся система образования, не Министерство просвещения в абстрактном режиме, а именно конкретный человек.
Поднять зарплату педагогическим работникам – ни в коем случае, а увеличить число министерских чиновников с высокими окладами – запросто. Выглядит логично, особенно на фоне запланированного снижения бюджетных ассигнований нацпроекта «Образование» в ближайшие годы, не правда ли?
Почти каждое публичное выступление чиновников из Минпросвещения свидетельствует о глубоком кризисе в системе управления общим образованием в нашей стране. На мой взгляд, нет никаких оснований считать, что у Минпросвещения есть понятный, обоснованный и реализуемый план достижения цели, сформулированной президентом РФ, – войти в десятку лучших стран по качеству общего образования.
Оригинальная статья размещена здесь.
Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.