Найти тему

Почему ваш читатель никогда не запомнит, что вы хотите ему сказать?

Оглавление

Считаете себя грамотным человеком? Ваш текст может быть грамотным, но сложным для восприятия. Так недолго растерять всех читателей. Сегодня разбираемся, с какими конструкциями в русском языке стоит обращаться осторожнее.

Погодите-ка, о чем ваш текст?
Погодите-ка, о чем ваш текст?

Причастия и бессодержательные глаголы

Причастия нужно использовать очень аккуратно, чтобы не ошибиться. Иначе все предложение может превратиться в информационный шум и не вызовет отклик вашего читателя.

Причастия нужны, чтобы отказаться от громоздкого слова "который" в сочетании с бессодержательными глаголами "являться", "осуществлять", "оказывать". Но не стоит образовывать причастия от тех же самых бессодержательных глаголов! Эти глаголы и причастия от них — информационный шум. Слова ради слов. То, что нельзя представить, убирайте из предложения — иначе затеряется суть вашей мысли, и вы не добьетесь цели коммуникации.

Допустим, сначала вы написали так:

Мы являемся компанией, которая оказывает полный спектр услуг по установке и монтажу пластиковых окон.

Можно ли моментально представить это в голове? Установка и монтаж — конкретные понятия — только в конце предложения.

Мы являемся компанией, которая оказывает полный спектр услуг — все это нужно сократить.

Вы исправляете:

Мы являемся компанией, оказывающей полный спектр услуг по установке и монтажу пластиковых окон.

Так уже лучше — короче. Но можно сказать понятнее, отказавшись от причастия совсем:

Наша компания устанавливает и монтирует пластиковые окна.

Хорошо! Но можно улучшить еще: это предложение обезличенно. Человека в предложении нет.

Мы устанавливаем и монтируем пластиковые окна.

Устанавливать и монтировать (в сочетании с окнами) — конкретные глаголы. Читатель моментально представит процесс: вот вы с бригадой приехали, вот устанавливаете у него окна. Если ему нужны окна, он сразу вам позвонит.

Идем дальше. Повторы мысли

Знаете такой эффект: вы много раз говорите одно и то же слово подряд, и его смысл как будто исчезает? Достаточно сказать вашу мысль ОДИН РАЗ. Иначе смысл вашего предложения ускользнет от читателя — наш текст опять будет бесполезный.

Например:

Наши спортсмены прибыли на международные соревнования для того, чтобы принять участие в соревнованиях, в которых будут участвовать не только наши, но и зарубежные спортсмены.

А если так:

В рамках нашей повседневной обыденности нечасто встречается интерактивное взаимодействие спортсменов из разных стран, поэтому именно в этом и состоит главная суть международных соревнований, куда прибыли сегодня наши спортсмены.

Как вам такая длинная длиннота? О спортсменах никто и не вспомнит!

Александра Абрамова

-2

МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО: