Найти тему
Яна Мостовская

Полетаем?... за штурвалом!

Как купить туристическую путевку дешевле

Летчиков уважают все, а девушки их еще и любят. Редкий парень не мечтает стать летчиком, и я не был исключением, но с юности понимал, что здоровьем не вышел, а таких не берут в космонавты, тьфу, в летчики! Поэтому, оказаться за штурвалом мне не светило никогда. Однако, после просмотра голливудских фильмов у меня укоренилась мысль, что любой человек без опыта может посадить даже самый большой самолет по подсказкам диспетчера. Почему-то я уверился, что в случае критической ситуации, и мне будет по силам самостоятельная посадка.

В очередной раз неуклонно приближалось день рождения друга и блоггера Коли (Ronadort). Скажу честно, терпеть не могу дни рождения каждый раз приходится решать непосильную задачу: что подарить в этот раз?!? Коля повидал и испытал в жизни почти все, он даже в бизнес-классе Emirates летал, а это не хухры-мухры. А вот за штурвалом самолета не сидел никогда, вот я и решил подарить ему такую возможность. На ДР подарочный сертификат был принят с интересом и оживлением, договорились ехать вместе, Коля будет летать и мы снимать его подвиги. Настал канун вылета, внезапно вечернюю тишину разорвал резкий звонок: Серега, лететь не могу, если хочешь, давай ты, сказать, что я был шокирован, значит не сказать ничего.

Ранним утром Коля с Олей лихо подкатили к нам на крутой черной тачке, и помчались на аэродром со смешным названием Крутышки http://fly-zone.ru/. Пассажирский салон мы забили пакетами и сумочками, сами втиснулись между ними. А в объемном багажнике, на плацкартном месте, комфортно и вальяжно расположился мощный, но воспитанный ротвейлер Мэйсон. Сто с лишним км даже ему не показались утомительными, слова собачья жизнь нынче резко поменяли свое значение. Как хорошо ехать в субботу утром пробок из Москвы нет, трасса Дон отличная, лети себе со скоростью поршневого самолета. Огорчает только одно, что теперь проезд платный, за 40 км надо раскошелиться на 100 рубчиков, а совсем недавно было всего 30р, когда же нахапаются олигархи?

Аэродром принадлежал ДОСААФ, и раньше знавал лучшие времена, сейчас он в упадке, но суровая охрана в вагончике все равно строго бдит. На летном поле стоят убитые в хлам остовы самолетов, которые никогда не взлетят, между плитами рулежных дорожек пышно проросла зеленая травка. А туристов катают на крошечных спортивных ЯК-18Т, их хранят в ангарах. Самолет такой легкий (1,5тн), что его без труда могут выкатить на поле два мужика. Увидев потрепанный жизнью и непосильной эксплуатаций аэроплан, на котором мне предстояло лететь, жена побледнела и робко прошептала: Может, не полетишь?!?

Самолет заправили, техник сцедил топливо в банку, пояснив, что это проба на случай аварии. Парень вручную прокрутил винт, раздались сакраментальные слова ОТ ВИНТА!, винтокрут отскочил. Двигатель взревел и начал плеваться сизым дымом, пропеллер стал рубить лопастями раскаленный воздух, а самолет задрожал всем своим натруженным корпусом. Женщины с опаской смотрели на подготовку к полету. Короткий инструктаж: слушать пилота, ничего не трогать и не делать резких движений. Парашюты не положены, все равно открыть не успеете, но беспокоится не стоит, самолет сам, как планер-парашют, в случае чего, сядет без двигателя.

Вместе с пилотом в кабину сажают трех учеников-экстремалов, перед глазами приборная доска со множеством непонятных циферблатов и тублеров, Как можно среди них разобраться? ума не приложу. Нам показали 3 4 самых главных, остальные все равно не запомним. Короткий разгон по ВПП, неровно выложенной плитами, поток горячего воздуха бьет в лицо из приоткрытых форточек, мы в воздухе. Земля быстро уходит вниз и покрывается легкой дымкой, левый разворот, под крылом монастырь и река Ока с высоты она совсем не кажется широкой. Настает волнительный момент взяться за штурвал своими руками: я решил только подержаться за баранку, и абсолютно ничего не делать. Однако, так нельзя самолет немедленно стал задирать нос вверх, а еще и крениться то вправо, то влево. Пришлось нажать на штурвал, а еще и выправлять крены. Ощущения ответственности и опасности просто захлестывают, только сидя в кресле пилота, понимаешь, как легко его уронить. По регламенту ученик за штурвалом проводит 10 минут, в реальности чуть меньше, но мне эти минуты показались вечностью.

Раньше я не раз наблюдал за пилотами в полете на вид они не напрягаются, и много чего успевают, кроме пилотирования. Мне же даже в боковое окно не удалось посмотреть, взгляд был намертво прикован к горизонту. Левый разворот для захода на полосу я выполнил не так уж и неплохо, сразу выведя самолет на полосу, и начал снижение для посадки, Неожиданно, еще мгновение назад послушный самолет перестал слушаться, стал трястись, уходить с глиссады и отклоняться от полосы. Новичкам не дают сажать самолет, пилот взял управление на себя, но минуты, проведенные за штурвалом, убедили, что пилотирование это невероятно трудно.

После посадки курсанты меняются местами, я покинул кресло 2го пилота и расслабился, как выяснилось, очень зря. Сначала все шло штатно, но потом второй ученик что-то сделал не так, и самолет резко задрал нос, это может быть очень опасно, стало реально страшно. Несмотря на гул мотора, мой громкий возглас Бл!, был услышан, и самолет клюнул носом вниз. Мы совершили в воздухе вынужденную бочку, ощущения, как будто в яму рухнули. После посадки было желание свалить из кабины, но я остался, хорошенько помолившись перед очередным взлетом. Третий ученик решил помахать крылышками в полете, выписывая крутые виражи, но это уже были детские шалости.

По прилету ко мне первой добежала побелевшая жена, за ней спешил Коля с видео, чтобы снять блиц-интервью. Общие ощущения: когда управляешь сам, это очень ответственно и напряжно, когда управляет сосед бывает страшно. Самостоятельно посадить самолет неподготовленному человеку невозможно, фильмы Голливуда это пустая фантазия. Очень жалею, что не полетела Колина жена Оля, ей бы точно понравилось, она, ведь, экстремалка!))) Адреналину за полет хватаешь с излишком, воспоминания остаются надолго. Хотел бы я повторить полет? не знаю, но в жизни все надо попробовать!

Когда я летал, на поле приземлился вертолет жизнь старого аэродрома продолжается. Пока мы фотографировались у самолета, раскаленную тишину разорвал характерный свист реактивных турбин на взлет пошла реактивная спарка Л-39, это полетел кататься еще один экстремал. Такой полет на порядок дороже, но и значительно интереснее, теперь будет о чем мечтать на будущее. Выйдя за пределы охраняемой зоны, мы с Колей немедленно накатили по рюмочке вискарика: у меня руки подрагивали после полета, и надо было снять напряжение.

По совершенной случайности Крутышки оказались недалеко от нашего дачного участка с сарайчиком, туда мы и отправились отпраздновать полет и пересидеть дикую жару. На подъезде к даче есть речка, где мы с удовольствием искупались, даже Мэйсон с радостью залез в прохладную воду и совершенно не хотел оттуда вылезать.

На даче устроились в тенечке, и до самого вечера под закусь и барбекю говорили о путешествиях, полетах, планах на будущее. Обжора Мэйсон сидел рядом со столом и с сожалением провожал взглядом каждый кусочек, съеденный людьми. Конечно, ему тоже многое доставалось, но песику хотелось большего. В пылу бесед все совершенно забыли, что собака умная и воспитанная и не может делать пи-пи у себя дома, а участок она воспринимает, как дом. Пришлось бедному псу терпеть до самого утра, пока Коля не выгулял его на улице.

На участке как раз к нашему приезду поспел урожай смородины, закусывать вискарь свежими ягодками с веток одно удовольcтвие. На следующий день мы совместно собрали красные и черные ягоды с кустов и отправились домой, еще раз купнувшись в речке. Выходные удались на 100%

PS Фото делали в шесть рук: Коля, Оля и я