По данным Росстата в 2017 году, 14,8% родителей школьников были недовольны качеством школьного образования. В 2018 году таких родителей было уже 26%, а 40% считали, что школьная система не дает ребенку полезных и применимых в жизни знаний. Разбираемся, почему качество знаний падает и какие недостатки школы мешают детям учиться.
«А вот в наше время…!»
Одна из основных причин перехода на семейное образование — недовольство качеством обучения в школе. Но это только верхушка айсберга.
Если открыть обсуждения в Интернете, можно встретить множество комментариев в духе «А вот в наше время…!», сравнения с советской школой (не в пользу современной, конечно), сетования по поводу реформы образования, ЕГЭ и некомпетентности молодых учителей.
Но причины падения уровня образования кроются вовсе не в реформах и новых форматах экзаменов. У современных общеобразовательных школ как у учреждений, которые оказывают услуги, довольно много финансовых и кадровых проблем. И именно эти проблемы мешают детям учиться.
Нехватка учителей
Для современной российской школы нехватка педагогов — обыденность. По последним данным, около 48% школ остаются без учителей по некоторым предметам. Самыми «дефицитными» считаются математика, иностранный и русский языки.
Часто один учитель ведет сразу несколько предметов: история и обществознание, физкультура и ОБЖ, химия и биология, русский и литература. При этом большинство учителей пожилого возраста — молодые специалисты в школы не спешат. Это связано с низкими зарплатами, «непрестижностью» профессии и с тем, что сами школы молодых учителей нанимают очень неохотно.
В связи с вышеперечисленным учителям приходится брать на себя дополнительную нагрузку, причем не только учебную, но и административную. Времени и сил на профессиональный рост и повышение квалификации просто не остается. В итоге к детям приходят уставшие, замученные, недовольные и скучные учителя, 45 минут вещающие об устаревших и неактуальных вещах.
Школы переполнены
Мы уже писали о переполненных школах в Краснодаре, но такая ситуация складывается не только там. В Перми, Чите, Красноярске, Новосибирске, Иркутской области и еще во многих городах и регионах России в классах учатся по 40 детей. Учиться приходится в несколько смен, жертвуя другими интересами, кружками и даже отдыхом. Помимо духоты, в переполненных школах возникают проблемы с санитарными условиями и питанием, а в коридорах и классах настолько тесно, что обычная сезонная простуда захватывает сразу почти весь класс.
При этом в деревнях недоукомплектованные школы, наоборот, закрывают. В итоге, пока одни дети вынуждены сидеть в душных классах, другим до школы приходится добираться в соседние поселки, порой в нескольких десятках километров и в любую погоду. Качество знаний при этом страдает и у тех, и у других.
Недостаточное финансирование
Перечисленные трудности связаны с недостаточным финансированием школ. Например, проблему кадрового дефицита возможно решить путем повышения зарплат. Новые корпуса школ помогли бы избежать переполненных классов и учебы в несколько смен. Повышенная государственная поддержка исключила бы из учебного процесса факторы, которые негативно влияют на него.
Увеличение бюджета повлияло бы и на рост интереса детей к учебе, повысив интерактивность учебного процесса (электронные доски, реактивы и оборудование для лабораторных работ по физике и химии, наглядные макеты для уроков биологии, географии), сделав возможными экскурсии и поездки в другие города. Учебный план должен выходить за рамки учебников, помогая приобрести реальные, полезные для ребенка знания.
Постепенно нормативы государственного финансирования увеличивают, процесс изменений протекает медленно. А дети учатся сегодня и сейчас.
***
Государство стремится к повышению качества школьного образования, но во многих регионах проблема стоит остро, и школы не помогают, а «мешают» детям учиться. Многие родители видят выход в различных видах альтернативного образования от семейного до частных и онлайн-школ, где они могут сами выстроить учебный процесс и индивидуальное расписание, а у ребенка появляется больше времени на саморазвитие.