Найти в Дзене
Remont1969

Русские "офицерские" бронеавтомобили. Часть 9. "Руссо-Балт" модель Д Некрасова-Братолюбова. 1915. А этот блин не пригодился.

Эта статья является частью цикла статьей о российских броневиках Первой мировой войны, построенных в 1915-1917 годах по российским проектам. Предыдущая часть о бронеавтомобилях мастерской Братолюбова здесь - Русские "офицерские" бронеавтомобили. Часть 8. "Руссо-Балт" модель С Некрасова-Братолюбова. 1915. Идеальная дрезина.

Бронеавтомобиль Братолюбова-Некрасова на шасси Руссо-Балт модели Д (первый вариант) - условное наименование
Страна: Российская империя
Производитель: мастерская инженера Братолюбова

Год производства: 1914-1915
Кол-во выпущенных: 3
Шасси:
Русско-Балтiйскiй Типъ D 24/40 HP

Бронирование: 5-6 мм

Вооружение: 3х7.62-мм пулемет Максим, 37-мм автоматическая пушка Максима-Норденфельда

Боевая масса: 3,7 тонны
Мощность двигателя: 40 л.с.

Экипаж: 6 человек

Где посмотреть: Пожарный автомобиль на шасси Руссо-Балт тип D 24/40. Латвия. Рига. Рижский Мотор-музей.

Когда инженер Братолюбов брал заказ на сборку 12 пушечных броневиков, он явно кроме просто выполнения этого проекта собирался поиметь существенный доход и расширить своё влияние, вплоть до получения огромного кредита для строительства не менее огромного завода. Но для этого нужна была самая малость - построить нормальный образец бронемашины. Что так Братолюбову и не удалось сделать.

Получив в сентябре 12 машин для бронирования инженер-изобретатель Братолюбов вместе со Штабс-капитаном Некрасовым под крышей генерала Дурляхера взялся за решение амбициозной задачи: построить броневики - уничтожители других броневиков. Русским офицерам мерещились орды немецких и австрийских бронемашин, которые уничтожали русскую пехоту. А как еще пруссаки нанесли под Таненнбергом крупнейшее в истории поражение русской пехоте? Итогом четырех месяцев работы были 6 бронемашин, три на шасси Руссо-Балт модель С и три на шасси модели Д. Братолюбову досталось шесть машин Руссо-Балт модели Д, переданных в армию для установки прожекторов в «Шуккерт», но с началом войны очевидно, что прожектора Шуккерт российской армии уже бы никто не поставил. До войны РБВЗ построил всего 22 автомобиля и шасси модели D 24/40 HP, из них 6 достались для переделки колоборации Некрасов-Братолюбов.

Шасси Руссо-Балт модель Д представляло собой переработанное для грузовых нужд шасси серийного легкового автомобиля Модели С. Шасси модели Д было просто тяжелее и мощнее, чем шасси легкового. История модели Д началась в 1912 году, когда одновременно с грузовыми автомобилями модели М Руссо-Балтийский вагонный завод начал выпускать легкие грузовые автомобили, фактически пикапы - модели Д с расчетом на перевозку одной тонны груза. У грузовичка были одинаковые с легковой машиной двигатель, радиатор, сцепление, тормоза, рулевой механизм, коробка передач.
Пикап на шасси Модель Д, Рисунок Грузовик-Пресс
Пикап на шасси Модель Д, Рисунок Грузовик-Пресс
Такая унификация давала существенную экономию. Руссо-Балт Д24/35 (40) выпускался в отличии от Руссо-Балт С24/35 (40) с совершенно другой рамой - колесная база стала 3375мм, и другими передними и задними мостами (колея 1435мм). Рама по отношению к осям у грузовика была поднята на 90 миллиметров, удлинены рессоры, увеличен размер шин до 895х135 мм. Основным заказчиком грузового Руссо-Балта модели Д стали российские банки. Для них построили около 15 машин с кузовом лимузин - внутри размещались два мягких сиденья на 7-8 человек и сейф для перевозки денег.
«Руссо-Балт D 24/40 HP» серии 13 с кузовом ландоле, обслуживавший отделение Госбанка в губернском городе Калиш (ныне город в Великопольском воеводстве Польши), 1913 г. Фото. Станислав Кирилец. Грузовик-пресс
«Руссо-Балт D 24/40 HP» серии 13 с кузовом ландоле, обслуживавший отделение Госбанка в губернском городе Калиш (ныне город в Великопольском воеводстве Польши), 1913 г. Фото. Станислав Кирилец. Грузовик-пресс

Конструктивно построенные на шасси Русско-Балтiйскiй Типъ D 24/40 HP броневики не отличались от машин на шасси Типъ С. Таже слегка яйцеообразная форма, полукруглая крыша, такая же защита радиатора и ужасно неудобная дверь по левой стороне. Отличалось только вооружение - в придачу к трем пулеметам броневики комплектовались одной 37-мм автоматической пушкой Максима-Норденфельда. Пушка устанавливалась в закрытом бронекорпусе и, судя по фотографиям, скорее всего могла стрелять как через переднюю, так и через заднюю амбразуры. Углы стрельбы были очень небольшими, не предполагался маневр огнем. Машина имела множество конструкционных недоработок, явно был недостаток квалифицированных инженеров-механиков на фирмы Братолюбова: некачественное изготовление столь сложного бронекорпуса с множеством гнутых деталей, большая номенклатура разнообразных по форме и размеру листов брони, отвратительная вентиляция и двигателя и боевого отделения, невозможность ведения огня из пушка на ходу, отсутствие кругового обстрела, неудобство обслуживания и эксплуатации. Такая машина просто не могла быть успешной.

Из-за своей оригинальной формы нет проблем с определением типа броневика, но вот отличить броневики типа С от типа Д сложно, учитывая, что судя по фотографиям один из броневиков типа С вооружили пушкой Максима-Норденфельда с броневика типа Д. Тип Д визуально отличался уплощенным броневым закрытием передней пушечной амбразуры.
-4

После испытаний в Офицерской стрелковой школе семи машин, изготовленных в мастерской Братолюбова, был вынесен жесткий вердикт - машины невозможно использовать в действующей армии. Особенно плохо выглядели бронемашины на шасси Руссо-Балт модель Д. Из-за перегрузки шасси почти в два раза машина вообще не могла перемещаться за пределами твердой дороги. Пытаясь пристроить свой неудачный и явно коррупционный проект военный министр Сухомлинов оказал протекцию по передаче всех бронемашин в распоряжение командующего фронтом в Галиции генерала Брусилова, который как раз загорелся идеей поставить броневики на железнодорожный ход. И если машины на шасси модели С были успешно переделаны, то за три броневика на шасси Д никто даже не брался. К концу 1915 года вспомнили о хранящейся бронированной недвижимости и генерал Филатов предложил просто поставить эти броневики на платформы, которые будут таскать другие броневики, и так использовать. Но врожденные недостатки: отсутствие башни и малые углы обстрела, делали эту затею бесполезной. Теоретически машины могли использоваться как учебные, но только в качестве неподвижных макетов. После начала формирования в 1916 году Автомобильно-железнодорожного взвода информация о броневиках, которые условно называют машинами Некрасова-Братолюбова исчезает, возможно они так и сгнили на задворках мастерских в Савелово.

-5

В Рижском ретромузее хранится восстановленная пожарная машина на шасси Руссо-Балт модель Д шасси № 405. На проведённой в Санкт-Петербурге в мае 1913 года выставке на стенде РБВЗ была представлена пожарная линейка Руссо-Балт D 24/40 HP, построенная на шасси № 405 по заказу Петровского добровольного пожарного общества в Риге. И это был единственный пожарный автомобиль, изготовленный Русско-Балтийским вагонным заводом. В годы Первой мировой войны маши на была переделано в санитарный авто, а в 1920 ей снова был возвращен пожарный вид. После длительной реставрации один их двух оригинальных Руссо-Балтов экспонируется в шикарном Рижском музее.

-6

Эта статья продолжения цикла о российских бронеавтомобилях времен первой мировой войны, продолжение о пулеметных броневиков здесь - Русские "офицерские" бронеавтомобили. Часть 10. "Руссо-Балт" Некрасова-Братолюбова. 1916. Теперь только пулеметный.

Источники:

А.Г. Солянкин, М.В. Павлов, И.В. Павлов, И.Г. Желтов «Отече­ственные бронированные машины. ХХ век.» (1 том)- М.: ООО «Издательский центр «Экспринт», 2002.

Коломиец М.В. Броня русской армии. Бронеавтомобили и броне-поезда в Первой мировой войне. -М.: Яуза, Стратегия КМ, Эксмо, 2008. -448 с.: ил.

Коломиец М.В. К 61 Русские броневики в бою. Бронечасти Первой Мировой / Максим Коломиец. – М.: Стратегия КМ : Яуза : Эксмо, 2013. – 176 с.: ил. – (Война и мы. Танковая коллекция).

Станислав Кирилец, Владислав Малофеев
Пожарный «Руссо-Балт» История «Руссо-Балт D 24/40 HP» из рижского Моторного музея. Грузовик-Пресс