Найти тему
ActivityEdu

Простые решения в работе с трудными подростками: опыт регионов

Кто такой трудный подросток: отпетый хулиган или забытый взрослыми ребенок в поисках заботы и признания? Как такому ученику выстроить партнерство с педагогом и остальным классом? Почему дети становятся изгоями? Как предотвратить или разрешить эту ситуацию? Об успешной работе с непростыми детьми в региональной школе на солнечногорском педфоруме «Линейка» рассказала Лариса Валерьевна Хохлачева, финалист конкурса «Учитель будущего», учитель истории МБОУ СОШ №108 имени Ю. В. Андропова города Моздока (Северная Осетия).

Лариса Валерьевна, кто такие, на ваш взгляд, трудные подростки? Какие эффективные практики существуют в работе с ними?

Как правило, это социально не адаптированные дети, у которых проблемы не только в школе, но и за ее пределами. Это дети, которые чувствуют свою ненужность. Когда я начала работать в школе вожатой, я поняла, что таких учеников у нас довольно много. И все они нуждаются в поддержке. В первую очередь я взяла за правило никогда не ставить себя, педагога, выше ребенка. Ведь есть очень много способов говорить с детьми на равных, и они этого заслуживают. Даже у самых отпетых хулиганов и двоечников есть какие-то таланты, сильные стороны. Нужно только присмотреться, помочь раскрыться таким детям. К примеру, выяснилось, что один школьник пишет очень красивые стихи, но стесняется их кому-то показывать. Я стала отправлять эти работы на детские конкурсы. Еще один хороший прием взаимодействия – просить у детей совета в той области, в которой они компетентнее меня. Допустим, учится ребенок плохо, но блестяще разбирается в играх, в компьютерной технике. Я прихожу и открыто говорю: «Помоги». И он помогает, и при этом чувствует, что кому-то нужен. Детям важно знать, что их мнение чего-то стоит, что к нему кто-то прислушивается, что их индивидуальность – это не недостаток, а большое достоинство. С таких шагов и начинается воспитательная практика.

Допустим, коммуникация «учитель – подросток» налажена. А как дела обстоят с классом? Ведь у трудных детей часто возникают конфликты с остальными учениками…

Это намного сложнее, но в целом тоже разрешимо. В этом случае требуется серьезная, кропотливая  работа с классом, но не в формате нудных лекций или классных часов на тему «вы все равны». Я стараюсь в формате игры или квеста смоделировать ситуации, в которых  ребенок-изгой получит возможность продемонстрировать свою нужность, полезность, как-то выделиться, проявить свои способности. Важно, чтобы другие ученики увидели, что он член их коллектива.

А где проходит граница между доверительными отношениями в формате «учитель – ученик» и панибратством? Как не допустить последнего?

Следует разделять работу с детьми двух возрастов: с 6–8-ми классами, когда начинается пубертат, и со старшеклассниками, которые «уже не дети, но еще не взрослые». С первыми намного легче: изначально они тебя воспринимают как учителя, наставника, не позволяя себе ничего лишнего, но в то же время открываясь. Ты даешь детям понять, что они могут тебе как педагогу доверять, и тогда они проникаются еще большим уважением.

А в отношении старшеклассников я немного «хулиганю», иногда позволяя им какие-то вольности: могу иногда помочь им с заданиями или даже позволить прогулять урок. Но в общении со мной дети никогда не позволяли себе панибратства, хотя работать в школу я пришла в 19 лет, и мне сразу дали 11-й класс. Причем за год ни один из учеников ни разу не пришел на урок без подготовленного домашнего задания. Потому что они меня уважали и понимали: педагог всегда придет на помощь, поймет и примет.

Есть ли универсальный алгоритм, как разработать эффективную методику работы с трудными подростками?

Нужно всегда быть рядом с детьми. И при этом, как я уже говорила, не ставить себя выше их. Нужно понимать, что хочет от вас ребенок, помнить, что к вам он приходит получить не только знания, но и общение, поддержку. Вот и вся методика.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.