Рейтинг эффективности обучения в зависимости от формата я бы выстроил так:
— индивидуальное живое обучение
— живое обучение в мини-группах
— индивидуальное онлайн-обучение
— онлайн-обучение в мини-группах
— живое обучение в больших группах
— вебинарный курс
Сегодня, когда дополнительные контакты увеличивают риски вирусных заболеваний, люди всё больше выбирают онлайн-формат. Да и дорога занимает прилично времени, так что уже ради этого имеет смысл переходить на онлайн.
Сегодня мы поговорим про онлайн мини-группы. Какие есть плюсы и минусы такого формата.
Разные репетиторы по-разному понимают количество учеников в мини-группе. Кто-то говорит, что это до 10 человек. Кто-то говорит, что это до 4-х человек.
Я для себя сформулировал такую градацию: до 4-х человек — это микро-группа, до 8-ми — мини-группа. При работе вживую индивидуальное внимание ученикам можно продолжать уделять в группе до 12 человек, так что именно такую группу стоит считать мини-группой для оффлайна.
Итак, три плюса работы в онлайн мини-группах:
1. Как и в случае любого онлайна — тут все те же плюсы дистанционной работы: не надо никуда ездить, есть запись занятия, которое можно просмотреть ещё раз. Экономится прилично времени. Можно заниматься с репетитором из другого города. Особенно, если ученик находится в какой-то деревне, где просто нет сильных преподавателей.
2. В группе несколько человек, а значит несколько мнений. Один не понял что-то одно, второй не понял что-то другое. Когда ученики задают вопросы и получают ответы, они слышат то, что у них крутилось на крае сознания и в слова не превращалось. Другой ученик это сформулировал и ответ пошёл на пользу всем. Ученики более широко охватывают теорию и задачи, знания получаются всесторонние.
3. Ученики находятся в групповом чате. И они могут писать туда свои вопросы и все ученики увидят ответы. Можно вести обсуждение задач. Таким образом есть взаимная поддержка. Скорость обучения и понимания возрастает.
Три минуса работы в онлайн мини-группах:
1. Как и в любом онлайне, по сравнению с живым обучением, здесь меньше живого контакта. Кому-то и не надо этого живого контакта, но в целом работа вживую более эффективна. Но заметно более затратна: надо куда-то ездить и это сразу отнимает много времени. Которое можно потратить на то же самое онлайн-обучение, и получить в итоге больше пользы.
2. За 120 минут работы в группе получается пройти примерно тот же объём нового материала и порешать задачи, что и за 60 минут индивидуальной работы. Потому что один только разбор ДЗ всех учеников в группе может занять 45 минут, пока не будут устранены все вопросы. То же касается и нового материала: один человек задаёт меньше вопросов, чем группа. Одному ученику репетитор точечно объясняет то, что конкретно ему не понятно. Что сильно ускоряет процесс. В группе — приходится объяснять всё, от и до.
3. Если ученик стеснительный — ему приходится преодолевать себя, чтобы что-то спросить. И чаще всего он вопросы просто не задаст, пока учитель не спросит его. При чём на вопрос, всё ли понятно, ученик ответит скорее всего так, что ему всё понятно. Поэтому приходится спрашивать конкретно — а как решить это уравнение и т.д. С другой стороны — стеснительность, когда даже спросить не можешь на обучении, за которое сам заплатил — далеко не лучшее качество. И то, что ученики себя как-т о преодолевают хорошо скажется на их дальнейшей жизни.
В итоге можно сказать следующее: онлайн-обучение в мини-группах это намного лучше, чем ничего.
Конечно, если не позволяют финансы — тогда стоит просто смотреть ролики на ютубе. Если позволяют — идти в группу. В общем — надо выбирать наилучший формат обучение, который позволяет ситуация.
Если вам интересны другие аспекты образования, то вот мои статьи:
Статья про МФТИ (Московский Физико-Технический институт)
Итоги поступления 2020, пятёрка сильнейших вузов
Обзорная статья по фильму «Майор Пэйн»