Илья Карпенко, Евгений Капов (из Эстонии)
Оказывается, мы не одиноки в отмечании Дня учителя. Правда, раньше мы это делали в первое воскресенье октября, а теперь – 5 октября, как и другие страны (коих в мире больше ста), отмечающие Всемирный день учителя – World Teacher's Day. Только вот отношение к учителю, преподавателю, педагогу в разных странах – разное…
У сильного всегда бессильный виноват…
(И.А. Крылов «Волк и ягнёнок»)
СПРАВКА
Исторической предпосылкой для учреждения Дня учителя стала состоявшаяся 5 октября 1966 года в Париже Специальная межправительственная конференция о статусе учителей (Special Intergovernmental Conference on the Status of Teachers) и подписанные представителями ЮНЕСКО и Международной организации труда «Рекомендации, касающиеся статуса учителей» (Recommendation concerning the Status of Teachers).
Впервые 5 октября Всемирный день учителя отмечался в 1994 году, хотя в некоторых странах педагогов чествуют и в другие дни, близкие к этой дате. Главное, чтобы празднования не совпали с осенними каникулами в Северном полушарии и с весенними – в Южном. Также начиная с 1994 года 5 октября отмечают День учителя и в России.
В последние годы наблюдается массовый отток учителей, вызванный сокращением бюджета работникам госслужбы, отсутствием нормальных условий работы, выходом на пенсию пожилых учителей, стрессом, истощением физических и духовных сил.
Согласно данным Института статистики ЮНЕСКО, для обеспечения всеобщего начального образования к 2030 году странам необходимо привлечь дополнительно 3,3 млн учителей.
«В СТОЙКЕ ПРИСЛУГИ»
Одна моя болгарская коллега, когда я 5 октября поздравил её с Днём учителя, поблагодарив меня, с тяжким вздохом добавила:
— У нас в Болгарии учитель всегда и во всём виноват!..
Похоже, что это насущная проблема не только Болгарии, а и многих других европейских стран. В частности, тех, что променяли клятое социалистическое прошлое на светлый рай Евросоюза. О чём свидетельствует интервью, которое взял у эстонской школьной учительницы мой друг и коллега Евгений Капов – журналист из русскоязычного (по преимуществу) города Кохтла-Ярве (Эстония).
Евгений Капов рассказывает:
— Год назад в Славянской основной школе Кохтла-Ярве побывал депутат Европейского парламента Урмас Паэт. Тогда на встрече с педагогами Татьяна Куренко задала ему вопрос:
«— Господин Паэт, до каких пор учитель будет в роли обслуживающего персонала?»
Однако депутат Европарламента вопрос, заданный ему педагогом, проигнорировал. Поэтому я решил поинтересоваться у учительницы с 36-тилетним стажем: что имела в виду Татьяна Александровна, говоря о том, что педагогов в Эстонии поставили «в стойку прислуги»?
«У УЧИТЕЛЯ ПРАВ ПОЧТИ НЕ ОСТАЛОСЬ»
И вот что рассказала Татьяна Куренко:
— Если раньше профессия учителя была настоящим служением, то сегодня всё в корне изменилось: изменилось отношение общества к учителю, к самой профессии. Изменилось и отношение к учителю со стороны государства – у учителя теперь прав почти не осталось, зато обязанностей прибавилось.
Учителя с огромной болью воспринимают эту потерю. Ведь речь идёт не только об авторитете конкретного учителя, а именно о престиже учителя вообще. Вот поэтому и сказывается нехватка учителей в школах. Образование отнесли к сфере сервиса, и учитель уже давно оказывает «образовательные услуги», то есть играет роль обслуживающего персонала. Родители и ученики – клиенты, а учителя – «Чего изволите?» В итоге получается, что и общество, и государство относятся к нам, как к работникам сферы услуг.
Сегодня всё чаще учителя сталкиваются с вопиющими случаями, когда, например, родитель позволяет себе вмешиваться в учебный процесс, чуть ли не диктуя учителю, какую оценку должны выставить его ребёнку: ведь он, родитель, «лучше знает»!..
Отдельные родители, чаще всего не имея даже среднего образования, прямо указывают, как мы должны оценить знания ребенка… А ещё с гордостью вещают нам о том, что их дети «терпеть не могут читать». И опять во всём виновата школа. Я часто многим из них задаю встречный вопрос: «А вы сами читаете? Ребёнок часто видит вас с книгой?» Как правило, в ответ – молчание.
А ведь если дома нет ни одной книжной полки и ребёнок не видит читающих родителей, то естественно, что он никогда не возьмется за книгу и не станет читать. Ведь дети – это зеркальное отражение своих родителей. И конечно же, здесь не вина школы и учителя. Любовь к чтению прививается ребёнку в семье с раннего детства…
(ПРОДОЛЖЕНИЕ — ЗДЕСЬ!)
ОДЕССКИЙ АНЕКДОТ
Директор школы ловит в туалете курящего Моню.
— Какой класс?
Моня, выпуская кольцо дыма:
— Буржуазия!
Друзья!
Если вам нравятся мои статьи и те беседы с коллегами, которые я размещаю в этом моём блоге на страничке Дзена, ставьте значок «нравится».
Пишите умные, добрые или критические слова в комментариях; подписывайтесь на мой блог!
Не скрою, мне это приятно. Причём даже тогда, когда вы пишете не очень приятное. Просто это значит, что вам не безразлично то,
ЧТО, О ЧЁМ и КАК я пишу.
Спасибо вам!
Я, ваш Илья