Вы часто думаете о смерти? Я да. Это случается в разных обстоятельствах – когда я еду в такси, когда я засыпаю, когда читаю в новостях о кончине какой-нибудь знаменитости и, конечно, когда умирают люди из моей жизни. Я боюсь смерти. У меня нет того здорового отношения к ней, которое проповедует Кейтлин Даути. И мне никогда не понять до конца человека, выбравшего похоронную индустрию местом работы.
В моем городе нет крематория. Я порой думаю, что в моей ситуации претендовать на кремацию будет серьезным напрягом для друзей, ведь ближайший крематорий почти в 300-х километрах.
Я не люблю смерть. Но не могу не признать, что тема меня волнует, мне интересны кладбища. Я даже слово правильное знаю – тафофилия. Почерпнула у Чхартишвили в «Кладбищенских историях».
У меня есть кладбище, через которое я часто срезала дорогу. И там есть могила абсолютно неизвестного мне товарища Соколова, у которой мы останавливались перекурить. В покое кладбища есть своя прелесть….
В свое время, смотря сериал «Клиент всегда мертв» я не могла не поразиться разности похоронных обычаев в Америке и в России. Забавно, но русская похоронная культура никогда мне не нравилась, у меня нет ощущения, что вся эта истерика, восковые цветы, конфеты на могиле и водка с хлебом на столе дают успокоение оставшимся.
Мне кажется, вся книга Даути была написана ради главы «Искусство умирать», ставшей своего рода манифестом автора на погребальную тему. И если бОльшая часть книги «Когда дым застилает глаза» написана скорее в формате «Как это работает?» на канале Дискавери, то эта глава – заявление, искренний страстный призыв.
Для меня, чтение имело терапевтический эффект в моей внутренней работе со страхом смерти, но не скажу, что готова ее рекомендовать в таком качестве остальным.
В целом, если тема смерти для вас не болезненна, то книга вполне себе хороший нон-фикшн о буднях маленького американского крематория со своими курьезами и трагедиями и о становлении, взрослении автора, которая предстает в начале книги 23 летней девушкой со странной любовью к смерти, а на последних страницах, спустя 5 лет, выглядит выросшей, расставшейся с иллюзиями и главное более понятной, нормальной молодой женщиной, прошедшей свой путь взаимоотношений со смертью.