Сразу оговорюсь: спортивные байдарки вне этого материала, напишу только о туристских, на которых отдыхают, а не места на спортивных соревнованиях берут. Также не буду трогать тему туристских каяков - о них - отдельный материал.
Байдарки императора Николая II (1881), его семьи и его окружения
Великий Князь Николай Александрович полюбил греблю на байдарке ещё в детские годы, когда бывал в гатчинской резиденции своего отца, императора Александра III с её большими прудами. В мае 1881 г. Николаю на 13 лет родители подарили 1-ю байдарку. Её изготовили в Шлюпочной мастерской Санкт-Петербургского речного яхт-клуба за 245 р.: байдарка — 200 р., брезент — 15 р., 2 подставки — 5 р., доставка чертежей и моделей 6 мая — 5 р., доставка байдарки в Гатчину с нарочным — 20 р.
13 мая 1917 г. в дневнике Николая II записано: «Катался в байдарке и шлюпке».
История разборных байдарок (1907)
Первая разборная байдарка изготовлена в 1907 г. Иоганном Клеппером и Альфредом Хойрихом.
В 1955 г. его байдарка стала уже набором самых разных усовершенствований и приспособлений.
Луч
Самые первые байдарки в СССР появились в 1950-е гг. То был "Луч". Длина 5,1 м., ширина 0,86 м., грузоподъёмность - до 300 кг. Вес - от 35 до 40 кг.
Так выглядел каркас "Луча".
"Луч" очень сложно было собирать.
Но. уже на нём можно было ходить подл парусом - об этой особенности байдарок знают немногие, даже многие ходившие на них не в курсе.
Салют М-4,7
Выпускались московским заводом «Салют» (откуда и название) до середины 1970-х гг., после чего были сняты с производства и заменены байдарками серии «Таймень».
На этом судне я обучился ходить на байдарках, и прошёл реку Белая.
Вот так выглядит байдарка разобранной и упакованной.
Вот так выглядит её каркас без шкуры.
Даже 2 байдарки таких можно было объединять в катамаран - об этой возможности вообще знают единицы.
Салют М-5,2
На этой байдарке не довелось ни разу посидеть - да, и редкостью они были большой.
Вот ТТХ на байдарки:
Вот так выглядит каркас без шкуры.
Так выглядит "Салют" под парусом.
Таймень-1
Их было выпущено всего несколько сотен, мало кто о них знает. Выпускались все "Таймени" московским заводом "Салют" с конца 1970-х гг.
Вот их ТТХ:
Так выглядит каркас Таймени-1.
Таймень-2
Вот такая 2-хместная байдарка была у меня много лет, на ней я совершил большинство своих водных походов.
Так выглядит каркас Таймени-2.
Упаковка для Тайменя-2 и Тайменя-3 были крайне неудобными, на 2 места (шкура - в одном, железки - в другом). Потому их многие перешивали (как и мои родители), и превращали в одно багажное место, правда, очень тяжёлое - я помню на себе эти 38 кг.
Паруса на Таймени ставят разные.
Из Тайменя даже тримаран можно сделать под парусом.
Таймень-3
Она - длиннее на одну секцию, и рассчитана на 3-х человек.
Так выглядит каркас Таймени-3.
Я с удовольствием организовал бы конкурсы среди студентов, изучающих туризм, по сборке Таймени-3. Смотреть за этим - сплошное удовольствие.
Немецкая байдарка RZ-80 Колибри из ГДР
Производила эти байдарки Poucher Boote GmbH. Год выпуска соответствует индексу - 1980 и 1985 гг.
Так выглядит её каркас.
Немецкая байдарка RZ-85-2 из ГДР
Самая элитарная байдарка советской эпохи (правда, если ломалась деталь деревянного каркаса. починить было сложнее, чем у советской из дюраля). Видеть такие видел, но сам не на таких не ходил. ТТХ:
- Длина: 5,5 м.
- Ширина: 0,85 м.
- сумка: 170 х 30 х 22 см
- рюкзак: 80 х 56 х 25 см
- Масса: 29 кг.
- Число мест: 2
- Максимальная грузоподъёмность: 250 кг.
- Материал каркаса: берёзовая фанера.
- Материал шкуры: ПВХ.
Она ещё может ходить под парусами.
Каркас RZ-85.
Сейчас полно новых байдарок, но это - уже не история, а современность. Потому решил на этом остановиться - будет интерес - сделаю о современных.
Подведём итоги: в СССР до войны не производили такой продукции, но после войны стали выпускать, и они были доступны для приобретения. Купить их было непросто - не в каждом спортивном магазине, и недёшево, но можно. Отдых на них был потрясающим разнообразием для тех лет, и позволял получить на порогах выброс адреналина.
Бонус для дочитавших: великолепное видео от коллег-водников. Я по этому порогу когда-то прошёл с отцом на Таймени-2 успешно! К их уважению - спас хорошо организован, на кате. Быстро, эффективно. А, уж звукоряд - вообще супер! Но, ошибок они аж 2 допустили - и одной можно было избежать - если бы фартук на байду надели. У нас свой, самодельный был. Как и спасжилеты - достать всё это в СССР тогда было почти невозможно. А, в самом пороге бок подставили под вал - надо было успевать на него разворачиваться носом. Эх, прошлое вспомнил!
Смотрите мои публикации, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал, а я постараюсь и далее разбирать с непривычных точек зрения подобные исторические ситуации.
Автор: Глеб Алексушин