Найти в Дзене
Encyclopedia

Скороговорки для детей для дикции речи

Первый этап тренировки. Отработка шипящих и глухих звуков: «п», «т», «ш», «с».
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Саша шапкой по ошибке шишку сшиб.
У Сени и Сани в сенях сом с усами.

Первый этап тренировки. Отработка шипящих и глухих звуков: «п», «т», «ш», «с».

  • Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
  • Саша шапкой по ошибке шишку сшиб.
  • У Сени и Сани в сенях сом с усами.
  • Шли сорок мышей и нашли шесть грошей, а мыши поплоше нашли по два гроша.

Второй этап. Постановка свистящих и звонких: «ч», «ц», «щ»:

  • Хищник в роще рыщет – хищник пищу ищет.
  • В роще, травы шевеля, мы нащиплем щавеля.
  • Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.
  • Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

Третий этап. Работа с сонорными звуками: «м», «н», «л», «р»:

  • Лилии полили ли, иль увяли лилии?
  • На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора!
  • Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.
  • Мы ели-ели ершей у ели; их еле-еле у ели доели.
  • Раскатистый «эр» не напрасно сонорный: рычит и рокочет в работе упорной!

Как работать с скороговорками для улучшения дикции

Логопеды используют скороговорки, чтобы научить детей и взрослых четко произносить похожие звуки. Речь идет о звуках, при образовании которых язык, челюстные и лицевые мышцы совершают аналогичные движения. Чаще всего возникают трудности «"л" и "р": оба звука требуют, чтобы язык поднимался к небу, а его кончик оставался мягким. Еще одна пара проблемных звуков - "с" и "ш", "м" "и" "н". Если ваша речь недостаточно ясна, вполне вероятно, что вы спорите об одной из групп этих звуков. Самостоятельно определить нарушение слуха сложно, поэтому проконсультируйтесь хотя бы несколько раз с логопедом или преподавателем ораторского искусства, чтобы дать рекомендации о том, как улучшить свою дикцию. Скороговорки строятся на сочетании пары похожих, трудноразличимых звуков, поэтому они помогают эффективно развивать речь. В идеале вы должны пройти через все пары звуков и все группы языковых поворотов, но если у вас есть проблемы с произношением "л", "р" "ш", «с»или других звуков, Вы должны начать тренироваться с языковыми поворотами на "проблемных" слогах. Стандартная программа упражнений с скороговорками предлагает следующую последовательность: сначала приглушенное шипение, затем свист и звон, и, наконец, звучные звуки. Этот порядок не случаен, потому что глухие звуки легче всего произносить, а звонкие звуки труднее всего произносить. Недаром у детей и взрослых чаще всего возникают проблемы со звуком "р" и "л".. Конечно, тренироваться можно в любом порядке, и улучшение речи проявится через некоторое время. Однако результаты будут быстрее и заметнее, если вы будете следовать правильному порядку.

-2

Скороговорки и чистоговорки улучшают дикцию. Это короткие фразы или целые предложения, построенные на сложных сочетаниях согласных и гласных, поэтому их регулярное произношение помогает установить четкость речи. Скороговорки используются профессиональными дикторами, дикторами и актерами. Они используются для коррекции и улучшения дикции. Выполнение специальных упражнений с языками полезно для всех, кто хочет добиться красивого, естественного произношения, не "заглатывая" отдельные звуки или слоги.