Большинство из нас в детстве дразнили других детей или сами были объектами «дразнилок». Дразнить могли старшие братья или сестры, друзья или соседские ребятишки. Обычно насмешки, сделанные в игровой и дружеской манере, не представляли для нас никакой опасности и иногда даже представлялись забавными.
Подписывайтесь на наш Telegram канал
К сожалению, сегодня все чаще возникают ситуации, когда поддразнивания одних детей над другими начинают носить обидный, злой и постоянный характер и превращаются в откровенное издевательство и глумление. Появился даже соответствующий термин для такого поведения – детский буллинг или травля.
В основе буллинга лежат умышленное физическое, словесное или психологическое издевательство. Он может варьироваться от насмешек, распространения слухов через социальные сети, обзываний, угроз до избиений и вымогательств.
Детей запугивают по разным причинам. Чаще всего издевательствам подвергаются эмоционально или физически слабые дети. Инициатор буллинга против таких детей - другой ребенок - таким образом хочет показать себя более сильным, значимым, популярным или контролирующим.
Иногда дети мучают других, потому что именно так обращаются и с ними. Они могут думать, что их поведение является нормальным, потому что они сами происходят из семей, в которых царит насилие, и все регулярно злятся, кричат и дерутся.
Дети, подвергаемые издевательствам в школе, иногда чувствуют, что это их собственная вина, думая, что, если бы они выглядели или действовали иначе, этого бы не произошло. Зачастую они боятся, что если хулиган узнает, что они рассказали об издевательствах взрослым, то станет еще хуже. Другие дети обеспокоены тем, что взрослые не поверят им и не станут ничего предпринимать. Некоторые дети беспокоятся о том и боятся того, что взрослые начнут убеждать их сопротивляться.
Последствия буллинга могут быть серьезными: от действительных негативных изменений физического и психологического самочувствия ребенка до таких трагических ситуаций, как самоубийства и стрельба в учебном заведении.
К счастью, есть целый ряд способов, который может помочь ребенку справиться с издевательствами, уменьшить их и полностью прекратить. И даже если издевательства прямо сейчас не являются проблемой, важно обсудить ее с ребенком, чтобы он был психологически готов к подобной ситуации в своей жизни.
1. Советы для родителей.
Даже если ваш ребенок не расскажет вам об издевательствах над ним или у него нет видимых синяков или травм после школы, вы можете заметить, что он изменился и начал вести себя по-другому. Есть целый ряд предупреждающих знаков, свидетельствующих о том, что ваш ребенок подвергается издевательствам в школе.
У него может нарушиться аппетит и сон, он перестает делать то, что ему обычно нравилось, имеет пониженный тон настроения, проявляет обеспокоенность, отказывается идти в школу или выглядит более расстроенными, чем обычно, когда речь заходит о школе.
Если вы подозреваете, что над вашим ребенком издеваются, но он не говорит об этом, найдите возможность поднять вопрос, подойдя к нему как бы с другой стороны. Например, вы можете рассказать о подобной ситуации, якобы произошедшей с другим ребенком в другой школе и спросить, что думает об этом ваш ребенок («Что ты об этом думаешь?», «Видел ли ты когда-нибудь такое?», «Испытывал ли ты это?»).
Далее можно сообщите своему ребенку о том, что если он подвергается издевательствам или преследованиям, или видит, что это происходит с кем-то из его одноклассников, то обязательно нужно поговорить об этом с кем-нибудь из взрослых (учителем, школьным психологом, старшими братом или сестрой).
Если ваш ребенок стал объектом подобных издевательств, то важно отнестись к этой ситуации очень серьезно, ни в коем случае не игнорируя ее и не позволяя ребенку терпеть все это.
Слушайте своего ребенка спокойно, без критики, предлагайте ему утешение и поддержку. Дети часто неохотно рассказывают взрослым об издевательствах, потому что стесняются и стыдятся того, что это происходит, или беспокоятся о том, что их родители будут разочарованы, расстроены или рассержены.
Позвольте ребенку плакать и выражать свои чувства; поделитесь своим детским опытом в подобных ситуациях и тем, как вы справлялись с издевательствами или были свидетелями этого в своей школе. Обязательно вселяйте надежду на положительный результат и тщательно спланируйте свои совместные действия по решению проблемы.
Похвалите своего ребенка за то, что он поступает правильно, рассказывая вам об этом. Напомните своему ребенку, что он не одинок, и многие люди в какой-то момент подвергаются издевательствам. Подчеркните, что плохо себя ведет именно хулиган, а не ваш ребенок. Заверьте ребенка, что вы вместе разберетесь и поможете ему выйти из этой ситуации.
Постарайтесь повысить его самооценку, проанализировав его прошлые успехи и достижения. Подумайте о том, чтобы записать вашего ребенка на занятия карате или другие курсы самообороны, чтобы укрепить уверенность в себе. Вместе со своим ребенком изучите в интернете советы о том, как справляться с конкретными ситуациями в случае запугиваний или преследований.
Сообщите об издевательствах над вашим ребенком кому-нибудь из школьного персонала (директору, школьному психологу, классному руководителю, школьному инспектору или врачу). Часто они в состоянии контролировать и принимать меры для предотвращения дальнейших проблем.
Иногда полезно поговорить с родителями ребенка, который издевается. Имейте в виду, что некоторые родители могут естественным образом встать на защиту своего ребенка и могут не поверить в то, что их ребенок ведет себя подобным образом.
Кроме того, информирование родителей другого ребенка может смущать вашего ребенка. Поэтому лучше всего это сделать в присутствии кого-нибудь из школьного персонала. В этом случае представитель школы может выступить посредником в вашей беседе.
В некоторых случаях, если у вас есть серьезные опасения по поводу безопасности вашего ребенка, вам может потребоваться обратиться в правоохранительные органы. Немедленно обратитесь в полицию, если другой ребенок напал на вашего ребенка или серьезно угрожает ему телесными повреждениями.
Вы также можете рассмотреть возможность подписания жалоб о домогательствах в отношении несовершеннолетних, которые продолжают преследовать вашего ребенка, несмотря на многочисленные попытки вас и школы заставить их прекратить. Попросите школу вести письменный учет всех преступлений, совершенных против вашего ребенка, на случай, если полиции может потребоваться доступ к информации для будущих жалоб.
2. Советы для детей, подвергающихся буллингу.
Избегай хулигана. Старайся не оставаться с хулиганом наедине (в туалете, в школьном коридоре или раздевалке). Убедись, что с тобой рядом есть кто-то из твоих друзей или одноклассников.
Обидеться на хулигана - естественно, но хулиганы на этом и преуспевают. Это заставляет их чувствовать себя более сильными. Старайся не реагировать на его действия испуганным видом или плачем. Это потребует от тебя большой практики по выдержке и самообладанию.
При встрече с хулиганом научись мысленно создавать вокруг себя высокий бронированный щит, и когда он встанет, представь, что все, что говорит хулиган, отражается от этого бронированного щита и возвращается к нему.
Научись делать беспристрастный вид при встрече с хулиганом (так называемое «покерное лицо») и начинай использовать стратегию «успокоения» (счет до 10 и обратно, глубокий вдох и выдох, записывание своего гнева на бумаге). Здорово, если ты сможешь проявить храбрость и отвагу и показать хулигану, что тебе все равно.
Помни, что хулиган тоже человек. Он ест, спит и живет так же, как и ты. Единственная разница между тобой и им в том, что ты - не хулиган! Хулиган ведет себя так, потому что ему не хватает внимания или родительской любви и заботы, которые есть у тебя. Он не уверен и запугивает только для того, чтобы чувствовать себя сильным.
Оставайся позитивным. Всегда помни, что ты - ценный человек. Думая о том, как плохо, должно быть, чувствует себя хулиган, ты можешь сохранять позитивный настрой.
Учись быть уверенным в себе. Хулиганы обычно придираются к людям, которых они считают более слабыми, чем они есть на самом деле, поэтому сопротивляйся ему. Ты можешь напугаться, но если ты продолжишь уверенно противостоять ему, он остановится.
При встрече с хулиганом действуй смело. Твердо и четко скажи обидчику, чтобы он остановился, а затем уходи. Практикуй способы игнорировать обидные замечания (например, начинай вести себя равнодушно или погрузись в свой мобильный телефон). Игнорируя хулигана, ты показываешь, что тебе все равно. В конце концов, хулигану, вероятно, надоест беспокоить тебя.
Поговори с кем-то, кому ты доверяешь о ситуации (например с психологом школы, учителем, братом, сестрой или другом). Они все могут помочь остановить издевательства.
3. Советы для учителя.
Помните, что травля и запугивание в школе могут случиться в любом классе, даже под наблюдением хорошего учителя, которого дети уважают и слушают.
Не игнорируйте даже малейшие случаи издевательств или буллинга в классе, независимо от того, какой тип запугивания используется: физический или эмоциональный.
Не думайте, что дети сами решат проблему. Вы, как педагог, должны немедленно вмешаться в ситуацию, потому что ученики могут не знать, как бороться с хулиганами.
Четко объясняйте детям, что они не должны пытаться разрешить ситуацию самостоятельно. Объясняйте им, что лучше всего о ситуации издевательств сообщить своим родителями, учителям или старшим, которым ребенок доверяет и которые знают, как бороться с хулиганами.
Привлекайте к работе над решением возникшей проблемы психолога школы. Это поможет сплотить класс, а также оказать эффективную психологическую помощь не только жертве, но и агрессору, который часто пытается привлечь внимание взрослых с помощью агрессивных действий. Школьный психолог может помочь, особенно в случае эмоционального запугивания в школе.
Проводите с детьми беседы о возникшей или возможной ситуации с издевательствами в школе или классе. Во время разговора с детьми называйте эти явления их собственными именами: буллинг, издевательства, насилие, домогательства. Обсудите с классом правила и последствия их плохого поведения, чтобы дети сами предлагали правила, по которым они соглашаются жить и общаться в школе.
Обязательно информируйте родителей о ситуации издевательств, но родителям жертвы следует запретить наказывать агрессоров самостоятельно или наказывать других детей. Наиболее конструктивный выход из сложившейся ситуации - обсуждение проблемы с родителями агрессора.
Если описанные методы не помогают бороться с издевательствами в школе, необходимо привлечь школьный персонал и администрацию школы, которые обязаны продемонстрировать жесткую позицию в отношении школьного насилия, эмоционального издевательства и вовлеченных в это учащихся.
Как видим, борьба с буллингом в школе, преодоление психологического насилия и эмоционального запугивания, а также работа со школьными хулиганами требует участия всех вовлеченных взрослых, а также построения тесных отношений с детьми дома и в школе на основе правил авторитета и доверия. Предложенные советы помогут определить наилучший курс действий в борьбе с этим негативным явлением.