Найти в Дзене

Первый директор Минского моторного завода

Оглавление

Мы начинаем серию публикаций, посвященных рождению и становлению Минского моторного завода. В «Историях из истории» вы познакомитесь со строительством первых корпусов, выпуском первых двигателей на новом производстве и, конечно, с теми, без кого «ребенок» по имени Моторный завод не вырос бы во взрослое самостоятельное предприятие, давно укрепившееся в статусе промышленного бренда Беларуси. Цикл материалов мы начнем с того, кто явился, если хотите, «папой» Минского моторного завода – первого директора Владимира РОЖКОВА.

Владимир Рожков
Владимир Рожков

Говорят, человека идеализирует время. По прошествии продолжительного периода забывается плохое, остается хорошее. С таким утверждением нельзя согласиться полностью, разве только частично. По прошествии времени о человеке говорят не столько люди, сколько его дела. Дедушка оставил после себя с любовью, мастерски сделанные корзинки, короба, лукошки, и его с благодарностью долгие годы вспоминают внуки. П. М. Машеров восстановил разрушенную после войны республику, поднял ее экономику, чего ему это стоило, мы знаем мало, но белорусы говорят о нем с большим уважением. Казалось бы, я сравнила две несравнимые величины: первый человек страны и обыкновенный сельский труженик. Однако сравнимы результаты, которые остались после них для потомков, только масштаб применимости у них разный.

Директор для предприятия, что президент для страны. Сможет ли он организовать работу вверенного ему завода таким образом, чтобы на нем могли работать будущие поколения, и не просто работать, а гордиться тем, что работают именно на этом предприятии? Директор должен видеть, в первую очередь, перспективу и вести в этом направлении коллектив.

О первом директоре Минского моторного завода говорят и дела, и люди.

С чего все начиналось…

Стать директором завода ему предложили в 1959 году.

Собственно говоря, завода еще не было, не было даже четкой идеи, каким он должен быть. Шли обсуждения, споры на самых разных уровнях, и в одном из таких споров по долгу службы принял участие главный инженер Минского мотовелозавода Владимир Алексеевич Рожков. Аргументы, приведенные им, были настолько убедительны и политически верны, что, когда возник вопрос о директоре завода, компетентные люди назвали фамилию Рожкова. А разговор тогда шел о специализации, создании самостоятельного предприятия для производства двигателей. Предприятия, способного обеспечить своими дизелями не только Минский тракторный завод.

Родом из детства

Биография В.А. Рожкова самая обыкновенная, как и у многих других людей.

Окраина Москвы, узкие улицы с небольшими деревянными домиками. Здесь в небольшом деревянном флигеле 18 июля 1913 года в семье рабочего-механика Алексея Ивановича Рожкова родился сын Володя. Мать Клавдия Васильевна была родом из-под Костромы, и, как большинство женщин того времени, не знала грамоты. Империалистическая и гражданская войны, революция, гибель отца создали большие материальные и моральные трудности в семье Володи, которому тогда исполнилось 5 лет. А ведь кроме него были еще двое малышей. Мать стирала белье и этим тяжелым трудом зарабатывала средства для содержания семьи. Потом появился в семье отчим, добрый, работящий человек, взявший на свои плечи обеспечение и воспитание троих детей. Дети учились, после школы спешили помочь по дому, но и время, чтобы поиграть со сверстниками, у них было.

Среди мальчишек Володя Рожков выделялся – длинный, неуклюжий, страшный заика, однако был заводилой и авторитетом среди друзей. Природа в том уголке Москвы в те годы была нетронутой и необычно красивой. Совсем рядом громадный луг, за которым начинался вековой лес Темирязевской академии. На лугу перед лесом каждое лето раскидывал шатры цыганский табор. Там собирались люди и слушали душевные цыганские напевы. Наверное, так зародилась у Володи любовь к музыке. В школе часто проводились интересные художественные занятия, встречи с режиссерами и актерами «Межрабкомфильма» («Мосфильма»), который размещался в бывшем ресторане «Яр» на Ленинградском шоссе.

Стал рабочим человеком

После окончания семи классов Володя пошел учиться в ФЗУ при фабрике «Ява» и через три года стал рабочим человеком, приносил в дом весь свой заработок. Проживающий рядом с Рожковым летчик Михеев приобщал парня к технике. Володя подружился с этим замечательным человеком. Михеев ввел его в круг своих друзей, среди которых был и Валерий Павлович Чкалов – Герой Советского Союза. Но вскоре случилось несчастье – его друг и учитель летчик Михеев трагически погиб в авиационной катастрофе на аэроплане «Максим Горький».

Мечта о дальнейшей учебе не покидала Володю. Чтобы не лишить семью заработка, он поступил на вечернее отделение педагогического техникума и успешно его закончил. Одновременно уделял много времени спорту: футболу, игре в хоккей с мячом.

Увлечение определило судьбу

С годами у Володи формируется настойчивый мужской характер, появляются целеустремленность и новое увлечение, которое осталось на всю жизнь – изучение моторов мотоциклов, участие в мотоспорте. Вырабатываются требовательность к выполнению своих обязанностей, умение четко планировать время, расставлять приоритеты. Надо было везде успеть, в том числе не пропустить посещение театров, кино. Володя по-прежнему любил музыку, восхищался искусством знаменитых певцов, актеров, выступающих в Большом театре, – Собиновым, Неждановой, Козловским.

Только к 22 годам Володя Рожков смог приблизиться к своей мечте и поступить в институт на отделение «автомото». Ушел в общежитие, и началась полуголодная, но радостная студенческая жизнь. Учился отлично. Жили в комнате 6 человек, делили между собой не только еду и одежду, но радости и горести.

Рядом с Валерием Чкаловым

В годы учебы в институте Володя ближе знакомится с В. П. Чкаловым. Бывает у него в доме, он буквально влюблен в Валерия Павловича и Ольгу Эрастовну. Кроме занятий в институте Рожков начинает увлекаться гонками, мотокроссами. В одном таком пробеге на мотоциклах, посвященном двадцатой годовщине Великого Октября, в 1937 году был участником пробега и судьей В. П. Чкалов.

В 1940 году Владимир Рожков закончил институт и был направлен на Московский мотоциклетный завод, там организовывалось производство военного мотоцикла М-72. Для молодого специалиста началась интересная трудовая жизнь. Работа с мотором занимала много сил и времени.

Трудовой фронт в Ирбите

Наступает 1941 год. Владимира Алексеевича не отпустили на фронт. Не так много было в то время хороших специалистов. Мотоциклы нужны были фронту. Завод эвакуируется, с последним эшелоном Владимир Алексеевич приехал в г. Ирбит Свердловской области в конце ноября 1941 года. Там на базе пивоваренного завода начался монтаж оборудования. Работали сутками, не покладая рук. О трудностях не думали. Девиз был один: все для фронта, все для победы.

В.А. Рожков работал начальником сборочного цеха, а затем начальником производства. В 1944 году Владимир Алексеевич был награжден орденом Красной Звезды.

В послевоенном Минске

В 1949 году В.А. Рожкова направляют в город Минск на велосипедный завод начальником производства. Идет строительство основного корпуса, а пока цехи ютятся в тесных помещениях, восстановленных после войны (корпуса бывшей киностудии). Отсутствует нормальная организация труда. Снова Владимир Алексеевич весь в заботах, в кропотливой работе с людьми. Дни и ночи на заводе.

С вступлением в строй главного корпуса ставится на производство мотоцикл, а Владимир Алексеевич назначается начальником моторного корпуса и заместителем главного инженера. Много забот, но за спиной был большой опыт, знакомые тревоги. На оперативках поздним вечером – подведение итогов дня, разговор о неполадках и успехах. Многих Владимир Алексеевич приводил в изумление своей удивительной памятью. Он отлично знал номера деталей, тот или иной дефект, который был обнаружен в моторе еще на Ирбите. Эти, на первый взгляд, мелочи помогали ему в работе и давали возможность быстро решать вопросы.

Несгибаемая воля творит чудеса

Рассказывая о нелегком жизненном пути, которым шел Владимир Алексеевич, нельзя не сказать о его несгибаемой воле, которая победила даже заикание. В зрелые годы он стал интересным и прекрасным собеседником, лектором и оратором.

В 1954 году В. А. Рожкова назначают главным инженером мотовелозавода, в этом же году он вступает в партию. Круг его обязанностей расширяется. Кроме того много времени приходится уделять общественной работе. Лекции, работа с людьми в качестве депутата районного Совета. Благодаря своей уникальной памяти Владимир Алексеевич знал по имени и отчеству всех руководящих работников завода, вплоть до мастера, а также почти всех рабочих моторного корпуса. Он был ко всем одинаково требователен, справедлив и очень внимателен к чужой беде и радости.

Первый колышек нового завода

… В 1960 году на месте строительства будущего моторного завода был вбит первый колышек.

Для Владимира Алексеевича Рожкова начинается новая жизнь. Он назначается на пост директора нового завода, которого еще нет, его надо построить.

Пока делается проектная документация, нужно готовить площадку под строительство. Легко сказать – готовить площадку, но она занята различными постройками, жилыми домиками, в основном «самовольщиками» – построенными без разрешения райисполкома.

Переселение людей – это был нелегкий труд, но В. А. Рожков обладал удивительным даром находить слова, доходящие до сердца и рассудка.

-2
-3

Переживал за безразличие и халатность

И вот первый фундамент, первый серебряный рубль под него, и начинают расти корпуса. Теперь новая забота – создать коллектив, не просто набрать работников, а сплотить, отдать людям свои знания, каждому привить любовь к делу, за которое он отвечает, сделать патриотами, заставить полюбить свой завод. Не всегда было все гладко. Тяжело переживал Владимир Алексеевич, когда видел безразличие или халатность. Был неумолимо требователен в вопросах дисциплины труда, технологической и общественной дисциплины.

Первый двигатель

Некоторые из ветеранов моторного вспоминают день, когда на строящемся заводе сошел с конвейера первый двигатель. Радости В. А. Рожкова не было предела. Он с глубоким чувством поздравлял коллектив с большими успехами в труде. И тут же высказывал свои мечты о том, что в ближайшем будущем сойдут с конвейера тысячи первоклассных двигателей.

500-тысячный тракторный дизельный двигатель Д-50 мощностью 55-60 л.с., 1969 г.
500-тысячный тракторный дизельный двигатель Д-50 мощностью 55-60 л.с., 1969 г.

«Главная фигура – человек»

Владимир Алексеевич, начиная новое дело, думал в первую очередь об исполнителях: под силу ли оно людям, стоящим у станков? Хватит ли у них знаний, навыков, профессиональной смекалки? Но нисколько не заботили директора так называемые «трудные характеры», он их нисколько не боялся. Рожков всегда находил к ним подход, отыскивал ключ к сердцу. Не боялся он и подать личный пример в коллективном труде, когда надо было, к примеру, освободить корпус от строительного мусора, чтобы производить там монтаж оборудования. О таком трудовом десанте рабочих и директора вспоминал К. И. Шавловский (четвертый директор ММЗ), который пришел на моторный в 1961 году инженером-технологом и тоже принимал участие в грандиозной уборке.

На одном из пленумов районного комитета партии в своем выступлении В. А. Рожков сказал: «На любом предприятии, даже оснащенном самой новой техникой, вычислительными машинами, хитрыми премудростями логарифмов, главная фигура – человек». И для него это были не просто слова, а непоколебимое убеждение. «В.А. Рожков, – писал в своем очерке в журнале «Агитатор» № 13 за 1977 год Р. Самусенков, – щедрый душой. Поэтому свой талант воспитателя не прячет за семью замками, а стремится, и очень активно, наделить им всех, кому такой талант необходим»…

Институт наставников

На заводе А. В. Рожков организовал университет технико-экономических знаний с тремя факультетами: экономики промышленности (декан факультета – главный экономист завода Н. И. Рыбкин), факультет экономики производства и автоматизированной системы управления (декан – главный инженер завода И. Я. Воробьев) и факультет – наставники молодежи. Должность декана последнего факультета он занимал неизменно и к выполнению своих обязанностей относился серьезно. Институт наставников на заводе себя зарекомендовал отлично. Эту благородную работу вели лучшие ветераны труда, коммунисты, общественники, передовики производства.

Владимир Алексеевич считал, что умелый наставник может научить молодого рабочего не только хорошо трудиться, но и сделать его настоящим человеком, это важно вдвойне. Факультет посещали 120 наставников молодежи. Владимир Алексеевич лекции читал здесь особенно охотно. То, что знал он сам, что изучил, постиг опытом, в чем твердо был убежден – все это со свойственной ему щедростью передавал он своим слушателям. А знал и умел Рожков действительно много. Его лекции далеко не единственная форма общения с широкой аудиторией слушателей.

Команда решает многое

Он умел подобрать команду, знал и понимал людей. Из воспоминаний И. Я. Парфененко, Героя Социалистического Труда, бывшего испытателя двигателей экспериментального цеха: «Мы шли с Рожковым по цеху. И увидели главного инженера – он стоял возле двигателя и закручивал какой-то болт. «Разве этим должен заниматься главный инженер?» -- произнес Рожков. Прошло еще какое-то время, и на должность главного инженера был назначен новый человек».

Таково видение проблемы рядовым рабочим. Конечно, дело обстояло не так просто, как думается И. Я. Парфененко, но суть вопроса он понял правильно. Как известно, небольшой промежуток времени, производство моторов велось и на тракторном заводе, и на только что построенном моторном. Однако как только на МТЗ выпускать двигатели прекратили, сборка тракторов начала ощущать проблемы из-за нехватки двигателей и из-за их плохого качества. Моторный не справлялся с планом производства.

Из воспоминаний И. Я. Воробьева: «Я работал на тракторном заводе начальником ОКМА. Мы ставили на производство трактор МТЗ-80, параллельно занимались и двигателем. Как сейчас помню, было лето, мы собрались с женой на отдых, купили билеты. Перед нашим отходом на вокзал в квартире зазвонил телефон, секретарь обкома пригласил меня в понедельник утром зайти к нему в кабинет. Отказаться не было возможности, хотя у меня уже и начался отпуск. В понедельник я получил предложение занять должность главного инженера моторного завода». Кстати, И. Я. Воробьев работал на МТЗ некоторое время заместителем начальника цеха сборки моторов по технической части, а потом руководителем этого подразделения.

Иван Парфененко (справа), Герой Социалистического Труда, испытатель двигателей экспериментального цеха
Иван Парфененко (справа), Герой Социалистического Труда, испытатель двигателей экспериментального цеха

Первые проблемы со здоровьем

По словам И. Я. Воробьева, с Рожковым им в начале и познакомиться хорошо не пришлось, потому что Владимира Алексеевича через четыре дня положили в больницу, и несколько месяцев Ивану Яковлевичу пришлось работать и за главного инженера, и за директора. Впрочем, как только В. А. Рожкову стало лучше, он постоянно вызывал к себе на совещания в больницу, а потом в реабилитационный центр и главного инженера И. Я. Воробьева, и начальника производства Н. Д. Якубчика. Хотел быть в курсе всех дел на заводе.

Структура управления совершенствуется

После выздоровления Владимира Алексеевича работали в хорошем тандеме: главный инженер отвечал за техническое обеспечение производства, на директоре были вопросы организации функционирования всего завода. Впрочем, к разделению полномочий и обязанностей пришли не сразу, ведь в те времена еще не было научной организации управления. Приходилось до всего доходить собственным умом. Вот и разработали В. А. Рожков и И. Я. Воробьев структуру управления предприятием, разграничили обязанности, полномочия, установили подчиненность. Даже графики проведения совещаний составили, чтобы они излишне не отвлекали людей от работы, не перекрывали одно другое и не повторяли друг друга.

В журнале «Коммунист Белоруссии», № 9, 1972 г., в статье «Трудовой коллектив – основная ячейка социалистического общества» о В. А. Рожкове написали: «Вдумчивая, действительно новаторская работа по сплочению трудового коллектива ведется под руководством директора Минского моторного завода В. А. Рожкова. Человек больших знаний, высокой культуры, Владимир Алексеевич начал с того, что ввел положение об отделах и службах предприятия. До этого в кабинете директора с утра до вечера стоял «дым коромыслом». Здесь шли нескончаемые совещания, летучки, никто не мог сказать, когда, что начинается и когда закончится. Ныне на заводе каждый занимается своими производственными обязанностями, рамки которых четко определены.

Теперь у директора появилась возможность заняться своими непосредственными обязанностями – осмыслением положения дел в целом, перспективами развития предприятия. В коллективе моторостроителей к директору относятся как к мыслителю, крупному организатору, общественность предприятия с энтузиазмом встретила сообщение о присуждении В. А. Рожкову Государственной премии СССР за 1971 год».

Умение сочетать, казалось бы, не сочетаемое, обаятельность и требовательность были присущи Рожкову, как никому другому. Эти его качества помогали Владимиру Алексеевичу подбирать на ответственные должности людей, профессионалов своего дела. Таких людей он ценил, как, например, начальника производства Н. Д. Якубчика, начальников первого и второго механических цехов Селиховского и А. П. Сысоева. Это были опытные специалисты, умелые руководители, которые оперативно решали возникающие проблемы и поддерживали непрерывный ритм производства.

Некоторое время много проблем директору доставлял литейный цех. Он производил литье не только для моторного, но и для других предприятий Союзного министерства. Однако с поставленными задачами не справлялся. Смена его руководителей производилась часто. Наконец, начальником цеха назначили Г. В. Маркарова, а главным металлургом стал Курочкин. Они смогли найти правильные решения в вопросах перевооружения цеха, подбора профессиональных кадров и дела пошли на лад, а наша литейка стала передовой не только в Беларуси, но и в Союзе.

Цех алюминиевого литья
Цех алюминиевого литья

Борьба за качество

Теперь вся энергия В. А. Рожкова направляется на борьбу за качество выпускаемых моторов, и уже в 1971 году двигателям присваивается первым в отрасли Государственный знак качества. Далее будут поздравления партийных органов, министерства, дипломы международных выставок, награждение международной премией «Золотой Меркурий», награждение завода за выпуск двухмиллионного двигателя орденом Трудового Красного Знамени, а передовиков производства орденами и медалями Союза ССР, присвоение звания Героя Социалистического Труда передовому рабочему испытателю дизелей Ивану Яковлевичу Парфененко. Удостаивается высоких правительственных наград и директор завода В. А. Рожков.

Внимательность к людям

Многие люди, кто работали в те годы с Рожковым, отмечают его обаяние, общительность, умение выступать перед коллективом, перед многочисленными делегациями. Как признается И. Я. Воробьев, именно работе с людьми учился он в первую очередь у В. А. Рожкова, потому что самому бывало в некоторых ситуациях и выдержки не хватало, и внимательности к людям. А Владимир Алексеевич знал каждого рабочего по имени-отчеству, приходя в цех, обязательно говорил с людьми, интересовался их настроением.

Владимир Рожков награждает рабочего
Владимир Рожков награждает рабочего

И. Я. Парфененко сравнивал Владимира Алексеевича с бывшим мэром столицы М. Я. Павловым. «Эти два человека очень похожи своим отношением к людям. Оба обладали большим обаянием, умели расположить к себе человека, но главное – никогда ни от кого не отмахивались, старались вникнуть в суть любого вопроса, с которым к ним обращались, и обязательно помочь с его решением», – говорит И. Я. Парфененко, который много лет возглавлял комитет ветеранов труда столицы, и поэтому с мэрами, многими, беседовал часто.

Умел Владимир Алексеевич Рожков общаться не только с рядовыми рабочими, но и с руководителями различного ранга, умел решать сложные вопросы на самом «верху». Поэтому ему удалось так быстро провести большой объем работ по освобождению площадки для строительства, расселить людей, которые жили на этом месте, наконец, в короткие сроки провести строительно-монтажные работы и запустить завод.

Отстоял самостоятельность моторного

В общем и целом исполнительный директор в отношении приказов вышестоящих органов, В. А. Рожков мог быть непримиримым в интересах дела. Многие уверены, что именно Владимиру Алексеевичу удалось отстоять самостоятельность моторного. Много было попыток присоединить его к тракторному заводу, что, несомненно, сказалось бы на перспективах развития предприятия. Развитие бы шло только в одностороннем порядке, возможно тракторных модификаций дизеля было бы и больше, а вот об автомобильных, комбайновых и других едва ли пришлось задумываться.

Приведу еще один пример настойчивости, можно даже сказать упорности, первого директора завода в важных вопросах, решение которых напрямую влияло на будущее моторного. Постановка на производство трактора МТЗ-80. Как известно, в начале тракторный выпускал МТЗ-50. На уровне Совета Министров СССР решался вопрос о производстве более мощного трактора, и во главе угла стоял, конечно, двигатель. На владимирском заводе разрабатывался шестицилиндровый мотор с воздушным охлаждением, на минском – четырехцилиндровый с жидкостным. Какой из них окажется лучше – за тем и будущее, а соответственно, будущее моторных и тракторных заводов. И настал момент Х, когда по некоторым причинам предпочтение было отдано владимирскому двигателю, а разработку минского велено было прекратить. Однако в Минске этого не сделали, а, наоборот, решили продолжить работу: в этом были единодушны и директор, и главный инженер. В результате на полевые испытания в различных климатических зонах вышли два трактора: и владимирский, и минский. Лучшим оказался мотор ММЗ.

Реконструкция моторного завода

Решение о постановке на производство четырехцилиндрового двигателя Д-240, определило и необходимость глобальной реконструкции Минского моторного завода. Действительно, глобальной, потому что производственные площади завода увеличились больше чем в два раза. Проект реконструкции ММЗ был разработан Харьковским ГИПРОтракторосельхозмашем и предусматривал строительство второго дизельного корпуса с цехами механообработки коленчатого вала, блока цилиндров и головки блока цилиндров, цехом сборки и испытания моторов, инженерного корпуса с экспериментальным цехом, складских помещений, а также реконструкцию первого дизельного корпуса. Намечалось строительство технического училища, санатория-профилактория. Проектом реконструкции предусматривались затраты на жилищно-гражданское строительство, на детские дошкольные учреждения. И все эти планы активно начали осуществляться. К сожалению, увидеть завод полностью обновленным Владимир Алексеевич не успел.

Из воспоминаний коллег

По словам тех, кто знал В. А. Рожкова, первый директор в быту был человеком скромным, заработная плата у него была невысокая, некоторые рабочие-сдельщики в то время получали даже больше, чем директор. Владимир Алексеевич жил в небольшой двухкомнатной квартире. Вместе с женой они воспитывали приемную дочь Эллу, от которой у него был внук.

Одним из последних назначений, которые сделал Владимир Алексеевич незадолго до смерти, было назначение начальником инструментального цеха Олега Егоровича Ждановича (впоследствии главного инженера завода). «Я долго сомневался, прежде чем согласиться на должность начальника цеха, -- вспоминает О. Е. Жданович. – Но все решили слова Рожкова, который вызвал меня и сказал: «Рановато ты начал думать, как речку перейти и штаны не замочить. Такого не бывает. А теперь иди работай». Ослушаться, конечно, я не мог, поскольку очень уважал этого человека».

Именно благодаря В. А. Рожкову жизнь Олега Егоровича неразрывно связалась с моторным заводом. Когда через несколько дней после ввода моторного в строй на завод пришли три молодых специалиста, поселить их было негде, общежития у завода еще не было, а ребята все были иногородние. И отправились бы они за проходную, но у кого-то из них возникла идея сходить на прием к директору. О том, что В. А. Рожков решал не только сиюминутные проблемы, которых было очень много на только что введенном заводе, но и думал о будущем моторного производства, говорит тот факт, что он не отправил молодых специалистов за ворота предприятия и не стал уговаривать подыскать себе какое-либо временное жилье, а распорядился поселить ребят в гостинице завода. Вскоре в общежитии МТЗ был выделен целый этаж для специалистов моторного, туда и переселились ребята из гостиницы. Немного позже по инициативе В. А. Рожкова на заводе был создан совет молодых специалистов, а в свои приемные часы Владимир Алексеевич выделял время для бесед с молодежью. Молодые люди приходили к нему как с личными вопросами, так и с предложениями, идеями по производственным вопросам.

Часто общался он и с лидерами заводской комсомольской организации. Из воспоминаний Николая Бандаревича, секретаря комитета комсомола ММЗ в 70-ые годы: «Владимир Алексеевич желал более активного участия молодежи в жизни завода, поэтому говорил мне: «В твои годы мне пришлось осваивать и обеспечивать выпуск мотоциклов К-72 для фронта на Ирбитском мотоциклетном заводе, а основной контингент там был старики, инвалиды, женщины, дети, а у тебя сейчас 2500 молодых рабочих-бойцов, поэтому вклинивайся в производство». На всех комсомольских конференциях он выступал с таким задором, что после его выступления долго не стихал гром аплодисментов. И всегда призывал работать лучше. «Ну нельзя же совместить микроны точности с грязью в цехах»,– часто повторял он».

«К решению любого вопроса Владимир Алексеевич подходил очень ответственно, – вспоминает О.Е. Жданович, – но главное, он понимал, что все вопросы решаемы только при полном понимании, поддержке и участии людей. Он уважал людей, никогда не кричал на них, и те отвечали ему тем же. Задачи он ставил жесткие, но конкретные. Бывало, после его ухода начальник цеха схватится за голову, но затем все обдумает и обязательно найдет решение поставленной директором задачи».

Отдавая должное умению, почти таланту Рожкова общаться с людьми и руководить ими, некоторые мои собеседники подвергали сомнению его знание производственных вопросов. Здесь возникает главное противоречие должности директора: а должен ли он знать досконально производственный процесс, его технические тонкости и сложности. Я считаю, что не должен. Цена рабочего времени высокого руководителя непомерно велика, и он не должен растрачивать себя на решение точечных вопросов, для этого у него должны быть ответственные руководители среднего звена. В компетенции директора находятся очень сложные вопросы по обеспечению функционирования всего предприятия, созданию условий для плодотворной работы всего коллектива. Если бы Владимир Алексеевич, к примеру, пытался изучать процесс производства колленвала, а затем блока цилиндров и т. д., едва ли у него хватило времени и возможностей, чтобы отстоять самостоятельность моторного или провести такую большую реконструкцию нашего предприятия.

Однако для общения с моторостроителями директор всегда находил время. Пользовался популярностью среди руководителей среднего звена проводимый на заводе один раз в год день мастера. Как правило, он проходил на природе, чаще всего в Воложинском районе, где у завода в то время был пионерский лагерь. Выезжали автобусом – мастера, начальники участков, цехов, лучшие производственники и технические специалисты. Владимир Алексеевич тоже обязательно участвовал в этом мероприятии. В неформальной обстановке обсуждались серьезные производственные вопросы, и обсуждения эти, порой, были очень эффективными. После таких совещаний люди могли расслабиться и позволить себе отдых. Совмещение полезного и приятного помогало моторостроителям в дальнейшей работе. Как правило, такие поездки придавали новый импульс в труде и сплачивали коллектив. Сейчас ветераны нашего предприятия, кто принимал участие в днях мастера, с ностальгией вспоминает о них.

Многие старожилы нашего предприятия считают, что нынешний успех моторного был заложен именно тогда, при Рожкове, когда на производство был поставлен простой, но экономичный двигатель Д-50, который завоевал дальние страны, в больших количествах отправлялся на экспорт. То же можно сказать и о двигателе Д-240, который разрабатывался исходя из принципов опять же экономичности и простоты.

Из воспоминаний жены

В музее трудовой славы завода был уголок, посвященный Владимиру Алексеевичу Рожкову. В одном из альбомов нашлись воспоминания его жены Елены Николаевны: «Его неиссякаемой энергии хватало на все и всех. Он досконально изучал экономику производства. Его огромный опыт, большая сила воли и доброе сердце настоящего коммуниста вели за собой людей. Он часто с большим желанием читал лекции по экономике производства, о науке управления, над подготовкой которых просиживал много часов в ночное время. За заслуги в пропаганде политических и научных знаний в коммунистическом воспитании трудящихся Владимир Алексеевич был награжден высокой наградой – медалью имени советского ученого, первого председателя Всесоюзного общества «Знание» С. И. Вавилова. Владимир Алексеевич очень гордился этой наградой. Всегда в хорошей форме, красивый, подтянутый. В свободные минуты зубрил английский, а иногда мы уходили с ним в мир прекрасного и наслаждались музыкой Чайковского, Бетховена, Баха. Он собрал хорошую коллекцию пластинок – почти одна классическая музыка. Он очень любил стихи. На память мог прочитать главы из «Евгения Онегина». У него была уникальная память. Любил читать Гамзатова. Был заядлым спортивным болельщиком. Помнил почти всех чемпионов, любил хоккей, футбол. Он был удивительно заботливый и нежный. Такой был в молодости, таким оставался до последних своих дней. Уже из больницы незадолго до ухода из жизни он интересуется делами завода. Пишет мне письмо полное ласки и нежности, а ведь мы прожили неполных сорок лет вместе. Он был всегда внимателен к людям».

В последний раз…

Из воспоминаний О. Е. Ждановича, который в то время был начальником инструментального цеха: «В октябре 1977 года директор уходил в отпуск, уезжал в санаторий. Поздним вечером последнего его рабочего дня он позвонил мне в кабинет, я еще не ушел домой, и попросил о личном одолжении. У внука сломалась игрушечная машинка, которую он хотел взять с собой, поскольку тоже ехал с дедушкой в санаторий. Надо было ее починить, заменить сломанные детальки, сделав новые. И, конечно, хотя и было поздно, мы починили машинку. Но не знали тогда, что видим Владимира Алексеевича на заводе в последний раз. После санатория он серьезно заболел и сразу попал в больницу, а в январе 1978 года умер».

Владимир Рожков
Владимир Рожков

…Январь 1978 года принес тяжелое горе для коллектива завода. После тяжелой болезни Владимир Алексеевич Рожков ушел из жизни. Память о нем навсегда останется в сердцах моторостроителей. Он был настоящим руководителем большого коллектива, новатором, Человеком с большой буквы.

Аркадий КОНЮХОВ, Нелли МЕЛЬНИЧЕНКО

Фото из архива редакции газеты

#ммз #историиизистории #первыйдиректор #машиностроение