Найти тему
Нервный Режиссёр

47 ронинов \ 47 Ronin

кадр из фильма
кадр из фильма

2013
США, Великобритания, Япония, Венгрия
режиссёр - Карл Ринш
сценарий - Крис Морган, Хуссейн Амини, Уолтер Хамада
актёры - Киану Ривз, Хироюки Санада, Ко Сибасаки, Таданобу Асано, Ринко Кикути, Кэри-Хироюки Тагава

Недели за полторы до того, как посмотреть этот фильм, я прочитала книгу «Предсмертные стихи самураев» Ольги Чигиринской, в которой, оказывается, ознакомилась с сюжетом будущего фильма. Но поняла я это только через полчаса после того, как посмотрела кино, после долгих и мучительных размышлений о том, с чего вдруг мне эта история кажется такой знакомой.

Так что же там было на самом деле.

кадр из фильма
кадр из фильма

«...Как раз во время одного из таких визитов и случился инцидент, положивший начало самой знаменитой вендетте в Японии. Асано Наганори (1667–1701), князь Ако, не вытерпел оскорбления от чиновника Кира и ударил его мечом. Сёгун приговорил Асано к сэппуку, но 47 его вассалов, отказавшись умирать вслед за господином, превратились в презираемых обществом ронинов. Однако их отказ был продиктован вовсе не трусостью – они тайно поклялись отомстить обидчику. Больше года они готовили покушение на Кира и 14 декабря 1702 года осуществили свой дерзкий план, после чего сдались властям. Несмотря на то что общественное мнение было на их стороне, сёгун Токугава Цунаёси приговорил их к смерти.

Поступок 47 ронинов всколыхнул страну и послужил своеобразным индикатором состояния воинского сословия в годы правления императора Гэнроку (1687–1709). За три поколения мирной жизни отвага, готовность к самопожертвованию и преданность самурая остались провозглашаемым идеалом, но в жизни от самурая, по сути дела превратившегося в гражданского чиновника, требовались умение угождать господину и безынициативность...

...Месть 47 ронинов полностью соответствовала духу бусидо эпохи Сражающихся княжеств, но во времена Гэнроку такие люди, как Оиси, глава и вдохновитель этого дела, были попросту опасны: они обладали инициативой, умели планировать и приводить свои планы в исполнение. Ямамото Цунэтомо, автор «Хагакурэ», осудил Оиси и его людей: а что было бы, если бы за время подготовки к акту возмездия Кира умер своей смертью? Тогда всего сорок семь были бы напрасно опозорены, а напрасный позор – хуже всего для воина. Лучше бы они совершили свою попытку сразу: они бы погибли, не достигнув цели, но явили бы всем чистоту своих намерений. А еще лучше было бы совершить сэппуку вслед за господином».
(«Предсмертные стихи самураев» О. Чигиринская.)

кадр из фильма
кадр из фильма

Вот так. Да, без кицунэ и тэнгу, полукровок и любовных линий. Зато без мистико-голливудской мишуры история сосредоточилась бы на самом главном: воинской чести и доблести с точки зрения средневекового японского солдата; отношение к ронинам в обществе и к их поступку; машинерии власти, смерти и мести (которая для меня, например, более интересна, чем вялотякущие - оспиди, ну правда, невозможно вялотякущие! - тутули между главной героиней и персонажем Киану-Зайки-Нашего-Ривза); персонажах, которых было много, но над которыми... впрочем, это уже следующий пункт - претензии.

кадр из фильма
кадр из фильма
кадр из фильма
кадр из фильма

Почти все характеры в фильме - просто беда. За исключением, пожалуй, Оиси и этой злобной ведьмы-драконихи-кицунэ-или-кто-там-она-ещё. Ведьма хороша, и не только экстерьером. Она действительно получилась весьма инфернальной, с воображением, отвязной девочкой себе-на-уме и очень артистичной – барышня, примите мои восхищения. Оиси же получился правильным - и умным, и терпеливым, и решительным, и верным, и волевым, и бесстрашным. Наблюдать за ним было большим удовольствием, несмотря на всю, в общем-то, предсказуемость персонажа. На, и тэнгу был смачный, но его мало.

кадр из фильма
кадр из фильма
кадр из фильма
кадр из фильма

Остальные же - просто тоска. Ну, Кира. Хитрый, злобный, о душе не думает, ходит непричёсанный. Ах. Ронины - просто безликая армия. Кай - худшее, что можно было сделать с персонажем. Но буду справедливой, вина тут в меньшей мере лежит на комраде Киану. Насколько я поняла, он уже на уровне сценария был настолько нелеп. Ну вот объясните мне, наивной уральской девушке, почему парнишка, удачно сваливший от злобных духов что твой Колобок от Лисы, парншка, который уже в нежном возрасте видел и всё ваше самурайство в белых тапках, и смерть, и то, что начинается после неё, вот почему он вырастает таким зашуганным? Где потусторонний взгляд на происходящее? Где ирония и цинизм? Почему он так боится того, что его все шпыняют, хотя он начал свою жизнь там, хуже чего уже и придумать нельзя? Да, любовь, да, морковь. Но почему персонаж задуман и реализован настолько убого и плоско - мне непонятно.

кадр из фильма
кадр из фильма
кадр из фильма
кадр из фильма

Тема предсмертных стихов, на мой взгляд, раскрыта плохо. Я бы с удовольствием узнала, что там написал Оиси. И его сын, кстати, тоже. А с сыном, между прочим, получился тот самый казус - дзисэй, написанный как предсмертный, де-факто предсмертным не был. Очень интересно, что он сделал с ним. Аккуратно сохранил или, например, сжёг в сердцах? И как, интересно, было на самом деле?

кадр из фильма
кадр из фильма

Ну, и претензия, без которой вполне можно было обойтись, но я не могу молчать: аффтары, вы пошто мутанта-кирина-то замочили?! Сердца совсем у вас нету?!

кадр из фильма
кадр из фильма

Но у фильма есть один безусловный плюс — это финал. Хотя. Блин, ну до чего надо довести зрителя, чтобы он радовался правильному, логичному и даже соответствующему действительности финалу истории? Вроде как: "оспиди, чё накрутили-то, хорошо, что закончили не свадьбой с богиней Аматерасу!" Вот, меня довели. Деятели, панимаиш, кинематографических искусств...