Найти тему

Какой Тахограф установить в 2020 году?

Тахографы предназначены для регистрации режима водителей, пробега, скорости, обеспечения правовой защиты, повышения безопасности на дорогах. Для юридического лица или ИП важна возможность объективно рассчитать стоимость перевозок, точно запланировать маршрут. При несоблюдении требований законодательства для владельцев транспортных средств предусмотрена административная ответственность.

Кому и зачем нужна установка тахографа?

Тахограф в автомобиле
Тахограф в автомобиле

Тахографом называется контрольное оборудование, работающее автоматически, регистрирующее главные параметры движения, хранящее данные в течении определенного времени. Основное предназначение — предотвратить ДТП, вызванные усталостью водителей.

На данный момент такие модули должны быть установлены:

  • на грузовых авто N2 (3,5-12 тонн) и N3 (от 12 тонн), принадлежащих юридическим лицам и ИП;
  • на автобусах M2 (до 5 тонн, от 8-и мест для пассажиров) и M3 (от 5 тонн на 8 и более мест для пассажиров), принадлежащих юридическим лицам и ИП;
  • на всех автобусах M3 (от 5 тонн) и грузовых авто N3 (от 12 тонн с экологическим классом 0-3), принадлежащих частным лицам.

На городские пассажирские автобусы, троллейбусы, трамваи тахографы должны быть установлены до 01.07.2020 (постановление Правительства № 382).

Сроки установки тахометров на транспортные средства частных лиц:

  • автобусы M3 с неопределенным экологическим классом — 01.08.2020;
  • автобусы M3 с экологическим классом 1-3 — 01.11.2020;
  • автобусы M3 с экологическим классом 4 — 01.02.20214
  • транспортные средства, которые используют многодетные семьи — 01.01.2022;
  • грузовые авто N3 с экологическим классом 4 — 01.09.2020;
  • грузовые авто N2 с неопределенным экологическим классом — 01.12.2020;
  • грузовые авто N2 с экологическим классом 1-3 — 01.03.2021;
  • грузовые авто N2 с экологическим классом 4 — 01.06.2021.

С 01.07.2016 запрещено использовать аналоговое оборудование. Приказом Минтранса № 273 установлено, что тахографы ЕСТР на грузовых авто, установленные в мастерской до 11.03.2014 или производителем до 01.04.2014, необходимо заменить. На самых современных транспортных средствах эти измерительные модули монтируются производителями (если подобное требует законодательство). Без тахографов транспорт эксплуатируется в странах, которые не входят в зону влияния ЕСТР (соглашения по работе водителей при осуществлении международных перевозок).

Владельцу бизнеса тахометров дает возможность отслеживать:

  • режим работы водителей;
  • состояние транспортных средств (в движении, в покое);
  • местоположение;
  • скорость движения;
  • километраж за конкретный период.

Самое ценное качество тахографов — невозможность несанкционированного считывания и редактирования данных лицами, не имеющими доступа.

Доступ (электронные ключи-карты) предоставляется:

  • представителям владельца транспортных средств;
  • водителям (для ввода и редактирования информации);
  • контролерам (для определения нарушений);
  • сервисным центрам (для проведения настройки).

Срок действия ключей-карт ограничен, они требуют периодического перевыпуска.

На транспорт, осуществляющий перевозки только по России, устанавливается оборудование с СКЗИ, соответствующее требованиям Росавтотранса. На авто, предназначенные для международных перевозок, монтируются модули, соответствующие требованиям ЕСТР. У водителей имеются документы, удостоверяющие допуск к перемещениям за пределы страны.

Стоит ли пытаться сэкономить на тахографе или его установке

В условиях кризиса владельцы транспортных средств стремятся сэкономить, поэтому:

выбирают тахометры, изготовленные неизвестными производителями;устанавливают б/у оборудование. На практике дешевые модули быстро выходят из строя, вместо экономии возникают лишние издержки.

Пример:

в компании 30 автобусов, в каждом 24 места;билет стоит 500 рублей;каждый автобус за неделю совершает 4 рейса. Владелец купил дешевые тахографы для всех автобусов со сроком гарантии 12 месяцев. Через полгода 2 из них перестали функционировать. Несмотря на бесплатный ремонт появились дополнительные издержки из-за простоя (за 3 месяца было пропущено 152 рейса, компания потеряла почти 2 млн рублей). Через год вышли из строя 3 тахографа, ремонт стоил 18 тыс. рублей. Через некоторое время из-за передачи неверных данных вышли из строя коробки передач в двух автобусах. За замену пришлось заплатить 1 млн рублей. 7 приборов стали неверно фиксировать дату и время, в виде штрафов пришлось выплатить 42 тыс. рублей. Замена неисправного оборудования стала неизбежной. В итоге убытки составили почти 3 млн рублей.

Грузовик МАн
Грузовик МАн

Вывод: для установки на любое транспортное средство следует покупать тахометр известного производителя, прошедший специальную проверку.

Такое оборудование:

  • не вредит узлам транспортного средства;
  • имеет защиту от утечки данных;
  • продается с сертификатом, позволяющим использовать информацию в правоохранительных органах.

Использование б/у тахографов запрещено законодательно (приложение № 3 приказа Минтранспорта № 36). Однако при желании сэкономить многие владельцы транспортных средств находят мастерские и частных мастеров, монтирующих б/у оборудование.

Теоретически российским модулям с СКЗИ можно пользоваться после замены блока со стоимостью, равной половине цены нового оборудования. Установка европейского б/у тахографа менее затратна, если он согласуется с датчиком скорости и CAN-шиной (требуется лишь настройка). На практике все гораздо сложнее.

На б/у приборе сохраняется информация транспортного средства, на котором он использовался. Чтобы не отвечать за чужие нарушения, требуется замена СКЗИ с запросом в РосАвтоТранс. Часто оказывается, что прибор находится в черном списке из-за нарушений, допущенных прежним владельцем. Тахограф превращается в бесполезный ящик, средства, затраченные на покупку и замену, теряются.

Случается, что продают приборы, которые были приобретены, но не были установлены. Если они выпущены до 2016 года, при метрологической проверке оказывается, что использовать их нельзя. Блок СКЗИ необходимо менять в любом случае. В результате затраты превышают цену нового прибора.

Бывает, что как бы новый тахометр на первый взгляд рабочий (кнопки можно нажать, экран светится), но после монтажа термо-принтер выдает ошибку или не работает. По результатам диагностики оказывается, что некоторые элементы требуют замены, а это дополнительные затраты.

Важно так же, что при использовании перечисленного выше оборудования недоступно гарантийное обслуживание и ремонт. Следовательно, недорогая на первый взгляд покупка оборачивается существенными затратами.

Сэкономить на монтаже возможно лишь теоретически. Если даже разместить прибор, соединить провода, проверить работоспособность самостоятельно, для калибровки, заполнения паспорта и пломбирования придется искать сертифицированную мастерскую. Это может оказаться не решаемой задачей, так как никто не захочет брать на себя ответственность за качество чужой работы. Прежде, чем делать что-то самостоятельно, необходимо найти компанию, которая согласится предоставить требуемые услуги.

Не стоит экономить так же, доверяя работу не сертифицированному центру (не имеющему уведомления Росавтотранса и лицензии ФСБ). Незаконность калибровочного сертификата и паспорта оборудования обнаружится при первой проверке. Немаловажно так же, что выгруженная информация не будет обладать юридической силой.

Критерии выбора тахографа

Хотя существуют 2 вида тахографов (аналоговые и цифровые), на данный момент используются лишь вторые.

Они классифицируются по техническим характеристикам:

  • СКЗИ (разработаны в России, приспособлены к условиям страны, за границу вывоз запрещен);
  • УСТР (европейский вариант, соответствующий требованиям ISO).

Установить на транспортное средство можно только один прибор. Для доступа к СКЗИ требуется PIN-код, на картах оборудования обеих видов используются водяные знаки и логотипы.

Для использования в России тахографическое оборудование должно быть включено в перечень Росавтотранса и соответствовать требованиям приказа Минтранса № 36. Так как алгоритм работы и способ выгрузки данных могут отличаться, не стоит покупать прибор без тщательного изучения инструкции. Если приобретается импортное оборудование для отечественного авто, важно, чтобы не пришлось переоборудовать транспортное средство. При использовании модуля с базовой комплектацией можно контролировать лишь режим работы. Более удобны модели, к которым подключаются датчики, система спутникового слежения. Важно, чтобы была возможность заказать монтаж, гарантийное и постгарантийное обслуживание.

В оборудовании стандарта СКЗИ учтена российская специфика, для подключения используется панель 1 DIN, данные выгружаются на обыкновенную флешку, для слежения используется система Глонас. Приборы стандарта ЕСТР более качественные, надежные, удобные в эксплуатации и долговечные.

Тахограф ТЦА -02
Тахограф ТЦА -02

Тахограф кроме дисплея и кнопок должен содержать:

  • датчик движения;
  • жесткий диск для накопления данных;
  • устройство для вывода информации на термоленту;
  • карты;
  • модем GPRS;
  • блок СКЗИ;
  • элетропроводку.

Все требования установлены в ГОСТ 34005-2016.

Подключение к тахографу
Подключение к тахографу

В реестре Росавтотранса 11 моделей, лидерами продаж считаются:

  • Штрих-М Тахо Rus (в пластиковом и металлическом корпусе, с модемом и без модема, цена 35-38 тыс. руб.);
  • ТЦА-02НК (с модемом, цена 30 тыс. руб.) ;
  • КАСБИ DT-20M (с модемом цена 36 тыс. руб., без модема 34 тыс. руб.);
  • Меркурий ТА-001 (цена 36, 4 тыс. руб.)

Модули образца ЕСТР в основном производят 3 компании:

  • Continental Automotive GmbH (сСКЗИисЕСТР, 38-41, 5 тыс. руб.);
  • Stoneridge Electronics (SE5000, цена 39 тыс. руб.);
  • EFKON AG (EFAS-3 и EFAS-4, цена от 36,5 тыс. руб.).

Штрафы за отсутствие тахографа, неправильную установку

Наличие тахографа, его соответствие требованиям законодательства, соблюдение режима труда и отдыха проверяют в первую очередь сотрудники ГИБДД. Росстандарт и Ространснадзор уполномочены контролировать наличие транспортных средств в автопарке, соблюдение правил по эксплуатации приборов. Сотрудники Ространснадзора часто проводят проверки совместно с ГИБДД. Инспекторы Роструда могут проверить соблюдение требований к периодам работы и отдыха. Серийные номера, пломбы, настройки, вывод данных проверяются при техосмотре.

Использовать можно только модели приборов, блоков СКЗИ, карт, определенные Росавтотрансом. На транспортном средстве частного лица можно устанавливать только оборудование с СКЗИ. На данный момент по ст. 11.23 КоАП можно привлечь не только юридических лиц и ИП, но и частников.

Важно: За отсутствие тахографа для водителя предусмотрен штраф 3-5 тыс. рублей независимо от того, кому принадлежит транспортное средство.

Если авто выпущено на линию без тахографа или с аналоговым прибором, штрафы:

  • 20-50 тыс. руб. для юридического лица;
  • 15-25 тыс. руб. для ИП;
  • 7-10 тыс. руб. для должностного лица.

К частным лицам этот пункт не относится.

Те же санкции применяются, если прибор не работает из-за неправильной установки.

За использование прибора не на СКЗИ или ЕСТР (аналогового) для водителя, работающего по найму, и частного лица, управляющего собственным транспортным средством, предусмотрен штраф 3-5 тыс. рублей.

Согласно приказу Минтранспорта № 36 водитель должен:

  • использовать только не поврежденную, чистую карту;
  • вставить ее в тахограф перед началом движения, не извлекать до окончания рабочего времени;
  • ввести данные (при отсутствии автоматического ввода);
  • предоставлять доступ сотрудникам контролирующих органов к оборудованию и карте, уметь распечатать данные;
  • своевременно менять карту.

Водителю запрещено использовать неисправный (модифицированный) прибор, корректировать или блокировать информацию, уничтожать данные с карты или прибора. За невыполнение любого из этих требований на частное лицо и наемного водителя налагается штраф 3,5 тыс. рублей.

Обязанности транспортной компании:

  • купить и установить тахографы;
  • обеспечить своевременную проверку функциональности, техобслуживание;
  • обеспечить условия эксплуатации, определенные производителем;
  • обеспечить водителей руководством по эксплуатации, лентой для распечатки;
  • выгружать информацию через каждые 28 дней;
  • следить за соблюдением режима работы и отдыха.

За невыполнение любой из этих обязанностей грозит штраф:

  • 20-50 тыс. руб. для юридического лица;
  • 15-25 тыс. руб. для ИП;
  • 7-10 тыс. руб. для частного лица.

При нарушении режима юридические лица наказываются лишь в том случае, если они заставляли наемных водителей работать быстрее. Если работник проявил личную инициативу, работодатель не наказывается.

Чтобы избежать наказания за вышедший из строя во время движения прибор, перед каждым рейсом нужно ставить соответствующую пометку в путевом листе и делать распечатку, расписать на ней график работы. Желательно так же иметь при себе свидетельство о поверке, заверенное печатью. Это процедура проводится с периодичностью 7 лет, за нарушение грозит штраф 20-30 тыс. рублей.

Для прохождения техосмотра прибор на СКЗИ должен быть откалиброван в течение последних трех лет, иметь ненарушенные пломбы и работающий принтер.

Для оборудования с ЕСТР требований больше:

  • целостные пломбы;
  • наличие знака, удостоверяющего тип прибора;
  • проведение калибровки в течение последних 2-х лет;
  • наличие таблички с информацией о характеристическом коэффициенте, окружности шин.

Любой тахометров после поверки должен быть зарегистрирован в ФИФ, созданном для обеспечения идентичности измерений.

Установка, регистрация тахометра

Законом установлено, что монтажом должны заниматься компании, отправляющие данные о модуле и блоке СКЗИ в реестр Росавтотранса. У мастерской должно быть разрешение на установку, активацию, техническое обслуживание, проведение ремонта данного оборудования, лицензия, выданная ФСБ.

Для предоставления этой услуги так же требуются:

  • испытательный стенд для калибровки или земельный участок длиной 20 м;
  • подъемник (опрокидыватель), яма, инструменты и средства измерения;
  • персонал с лицензиями обучающего центра;
  • отдельное помещения для хранения данных и карт.

Самую точную информацию о специализированных мастерских можно получить из списка Росавтотранса.

Порядок установки:

  • проверка документов транспортного средства;
  • обследование с целью определить, требуется ли замена датчика скорости, спидометра;
  • соединение моноблока с датчиком скорости и спидометром, проверка работоспособности;
  • пломбирование соединений, разъемов;
  • запуск СКЗИ с использованием карты мастерской;
  • настройка начальных параметров.

Для активации прибора требуется регистрация в Росавтотрансе.

Для этого необходимо:

  • составить запрос владельца на выдачу сертификата;
  • занести на шаблонную карту данные владельца транспортного средства, перенести их на блок, чтобы прибор перешел в режим ожидания;
  • распечатать и заверить полученные данные печатью и подписью владельца транспортного средства;
  • направить запрос в Росавтотранс;
  • записать полученный сертификат.

Чтобы провести активацию самостоятельно, нужно, чтобы в мастерской выполнили калибровку.

Для активации карты необходимо вставить ее в тахограф и ввести ПИН-код. Идентификация завершается отображением на экране имени и фамилии водителя, данных о последнем извлечении карты.

Если приобретено новое транспортное средство, оснащенное тахометром, его необходимо активировать в течение 28 дней. Чтобы отправить запрос, можно обратиться в ГИБДД.

Окончательная стоимость установки тахографа

Сумма зависит от цены прибора (25-30 тыс. руб.) и стоимости установки и настройки, зависящей от типа транспортного средства, срочности выполнения работы, необходимости в выезде мастера, цен мастерской.

Средние показатели:

  • 7 000 рублей для автобуса;
  • 10 000 рублей для отечественного грузовика;
  • 12 000 рублей для импортного грузовика.

Окончательная стоимость увеличивается, если требуется замена спидометра, датчика скорости. Следовательно, монтаж под ключ обходится в 35 000–45 000 рублей. В издержки на обслуживание входит замена СКЗИ и повторная калибровка через каждые 3 года. При установке модуля с ЕСТР нужен регулятор скорости, что увеличивает окончательную стоимость. Для прибора СКЗИ не обязательно ставить датчик скорости (расчеты проводятся в Глонас). Но это оборудование чаще требует ремонта, меняется через 3 года (стоимость от 15 тыс. руб.).

Старый грузовик
Старый грузовик

Тахограф обеспечивает безопасность движения, позволяет контролировать наемных водителей. Стоимость полностью оправдывается функциональностью. Затраты окупаются снижением количества ДТП и предотвращением незаконных действий водителей, снижающих рентабельность бизнеса.

Понравилась статья? Подписывайся на канал и ставь Лайк!

Источник: https://trucking.spb.ru/