Найти тему
Алексей Кондратенко

Виды готики в искусстве. Готическая эпоха

Готика средневековья объединила Европу не только в едином архитектурном стиле, но и в стремлении искусства изменить человека к лучшему. Причем едва ли не в последний раз, потому как эту великую и светлую цель искусство стало терять уже в Ренессансе.

В отличие от современности, которая констатирует, переосмысливает и переворачивает, средневековая готика смотрела в суть вещей. Отобразить низкое — низким (вспоминаем горгулий и жуткие средневековые гравюры), а высокое — высоким, это и есть залог прекрасного, правильного и истинного в готическую эпоху.

И здесь хочется отметить важность этого принципа для всего искусства, независимо от эпохи. Важность прежде всего этическую. Дефицит этого стремления к истинности ощущается особенно остро сейчас, в метамодернистской современности, которая ищет во всем постмодернистскую насмешку, обрисовывает в общепринятом порой несуществующий подвох и разоблачение истинного, находясь по сути в конфликте с основами культуры.

А готика упорядочивала. Готическая эпоха установила четкие границы добра и зла. При этом стремясь возвысить земное хоть немного до небесного, а божественное приблизить к человеческому. Что отражается и в архитектуре соборов с их исполинскими витражами, преодолевающими тяжесть земного камня потоками небесного света неземных цветов. И в скульптуре, с появившимися эмоциями на ликах святых.

И это не был конфликт, который искусство ищет сейчас. Это была гармония. Единство. Неделимость. Находясь физически здесь, на Земле, средневековая готика умом жила там, в Небесном. Для искусства и мышления того периода характерно стремление к растворению материального в нематериальном. Это был совершенно удивительный период мировоззрений европейской цивилизации, сравнимый в некоторой степени с восточным восприятием целостности мира материального и надматериального.

Вопреки тиражируемым клише о средневековье, готика это эпоха нового мира, новой мысли, еще только зарождающейся, только осмысливающей себя. Но полной надежды и желания созидать во благо, ради смыслов, ради движения к высокому.