Конкиста – один из самых знаковых и в то же время спорных эпизодов мировой истории. По большому счету, это уникальное историческое явление, сущностно отличающееся от всех прочих завоевательных походов. Во-первых, перед конкистадорами стояла не только «военная», но и колонизаторская функция. Основной принцип гласил: «Сonquistar y Poblar», что по-русски значит «завоевать и заселить». Во-вторых, в большинстве известных истории завоевательных походов армия-завоеватель и те, на кого направлена их агрессия, были более или менее «знакомы» друг с другом. В данном же случае произошла встреча двух неизвестностей, двух «разных миров», между которыми лежала мировоззренческая и цивилизационная пропасть. Этот момент является основополагающим для понимания процессов и событий, происходивших на американском континенте в XVI веке.
Показательным в этом плане является один из самых известных эпизодов конкисты – завоевание империи ацтеков Эрнаном Кортесом. Испанскому идальго, выдвинувшемуся в путь с небольшим отрядом, насчитывающим по разным данным около полутысячи бойцов и несколько артиллерийских орудий, довелось столкнуться с последней империей в истории доколумбовой Месоамерики. К 1519 году, когда сеньор Фернандо отправился в свою первую экспедицию, ацтекское государство как раз достигло пика экономического и территориального могущества. Население империи составляло около 12 миллионов человек, в одном только Теночтитлане, ацтекской столице, взятие которой станет ключевым событием покорения империи, проживало около 200 тыс. человек. Ацтекам не составляло труда быстро собрать армию в несколько сотен тысяч бойцов.
На этом фоне отряд Кортеса выглядит более чем скромно. Возникает вопрос – как и за счет чего «горстке испанцев» удалось покорить ацтекскую империю. Стоит заметить, что завоевание Мексики не было одномоментным. После так называемой «Ночи печали», случившейся с 30 июня на 1 июля 1520 года, испанцы с потерями были вынуждены отступить, но вскоре вернулись, и уже к 1921 году империя пала. Некогда могучий Теночтитлан прекратил своё существование, на его месте возник испаноязычный город Мехико – нынешняя столица латиноамериканского государства с созвучным названием, происхождение которого, кстати, иногда связывают с ацтеками. Этот «пришлый» с севера континента индейский народ сам себя называл «мешиками». Отсюда по одной из версий и происходит топоним Мексика. Так погибшая цивилизация осталась на современной карте мира.
О причинах успеха Кортеса и быстрой гибели только что расцветшей империи существуют разные версии и мнения. Здесь нельзя говорить о каком-то одном главенствующем факторе, исход определила целая совокупность обстоятельств, которые сыграли свою роль в контексте «несостоявшегося диалога культур».
Встреча двух «воинствующих» народов.
Ацтеки известны как воинствующий народ. По мнению некоторых историков, ведение войны с целью захвата пленных и последующим принесением их в жертву было для ацтеков сродни государственной идеологии. Ещё до создания своего государства представители этого народа служили наемниками в других городах-государствах. На это в одном из своих выступлений указывал крупный специалист по истории доколумбовой Месоамерики Д. Беляев. Казалось бы, небольшую группу «чужаков», пришедших в их земли, ждет незавидная судьба – погибнуть на алтаре. Однако этого не произошло и не могло произойти ввиду различий в уровне развития и миропонимания двух встретившихся «армий».
Первым и очевидным ответом на поставленный в заголовке вопрос является техническое превосходство испанцев. Ацтеки, согласно общепринятым представлениям, не знали пороха, железа и колеса. Лошади, которых европейцы давно использовали в сражения, также были им не известны. Для изготовления холодного орудия – боевых копий и жреческих ножей они использовали обсидиан, минерал, представляющий собой нечто среднее между камнем и стеклом.
Однако представление о том, что пришли испанцы с ружьями и перестреляли толпы индейцев непозволительно примитивно. С исторической точки зрения всё было сложней.
Важным фактором стала тактика, уровень подготовки и представлений о войне двух армий. Испанцы, как известно, отнюдь не были профанами в военном деле. В истории этой страны Конкисте, то есть завоеванию, предшествовала Реконкиста – отвоевание. Более 8 веков жители испанских христианских королевств освобождали пиренейские земли от мавров. Идальго - испанский аналог мелкого дворянства, к которому принадлежал Э. Кортес, были в каком-то смысле «детьми Реконкисты». Это были хорошо подготовленные воины с авантюрным характером. Индейцы же при всей их воинственности сражались на совсем других принципах, подобно дикарям.
Спасало нас одно – из-за того, что индейцев было так много и они сбивались в кучу, был им от наших выстрелов большой урон, в добавок сражались они без всякого порядка...
пишет Берналь Диас, сподвижник Кортеса, автор «Правдивой истории завоевания Новой Испании».
Комментарии некоторых специалистов указывают, что факт наличия у испанцев огнестрельного оружия не стоит преувеличивать. Во-первых, надо иметь в виду характер похода Кортеса. Конкистадоры не только воевали, но и осваивали новые земли. В своей экспедиции отряду Кортеса пришлось пройти около 600 километров. Согласно некоторым историческим материалам отряд имел при себе значительный запас вооружения, однако он в любом случае был ограничен. Во-вторых, значение имела не только и поражающая сила более «продвинутого» оружия, сколько сам факт его наличия и фактор неизвестности. До императора Монтесумы доходили сообщения о пришедших «белых людях, которые извергают молнии». Появление испанцев было для ацтеков сродни нашествию инопланетян, которое они восприняли как «знак судьбы». И этот момент представляется гораздо важнее чисто технического превосходства.
Набожный Монтесума и хитрый Кортес
Говоря о причинах гибели ацтекской империи, часто ссылаются на легенду о Кетцелькоателе – белокожем бородатом боге, который некогда правил всем миром, а потом отбыл за «великое море» и обещал вернуться, чтобы властвовать миром. Великое море для ацтеков обозначало границы известного им мира. Испанцы прибыли как раз оттуда, Кортес был бородат и белокож – отсюда предположение, что ацтеки могли принять испанских завоевателей за «детей Кетцалькоатля». Некоторые историки ставят под сомнение влияние данного мифа, указывая на то, что в числе ацтекской знати были люди, выступающие за жесткое военное сопротивление испанцам, а значит понимали, что это не боги, а обычные люди. Правитель же ацтеков Монтесума II Шокойоцин (другой вариант написания имени - Монтекусома), как известно, придерживался миролюбивой стратегии, пытаясь всячески задобрить испанцев и отправляя Кортесу подарки. Этот ацтекский монарх является, пожалуй, самым известным индейским правителем. Формально он был не последним императором ацтеков, после него «трон» недолгое время занимали ещё два владыки, но истоки «исторического поражения» империи восходят во многом к его образу.
Кем он был – несчастным трусом или мудрым правителем, жертвой собственных страхов или хитроумного Кортеса и той непреодолимой культурной и мировоззренческой дистанции, которая лежала между двумя мирами? Известные источники сообщают, что приходу испанцев предшествовало сразу несколько «дурных предзнаменований», которые индейский народ воспринял как свидетельство скорого Апокалипсиса, внезапное появление завоевателей только усилило внутренний страх. Очевидно одно, у индейцев доколумбовой Америки было совсем иное представление об устройстве мира, о роли в нём природы и человека. В контексте космологических и мифологических представлений индейцев политика Монтесумы представляется вполне логичной.
Столкновение христиан и язычников, европейцев нового времени и «дикарей» проявилось, в том числе, и в столкновении двух конкретных исторических личностей – Монтесумы и Кортеса.
Очная встреча этих людей состоялась 8 ноября 1519 года, хотя их политическое и ментальное противостояние началось намного раньше. И Кортес переиграл Монтесуму по всем пунктам. При испанском командире присутствовала женщина-индианка, которая служила переводчицей. Из её уст во время исторической встречи прозвучало: «Сеньор Монтесума, я советую Вам немедленно согласиться и пойти с ними, не устраивая при этом шума. К Вам будут относиться с тем уважением, как к великому правителю, каковым вы являетесь, если Вы не пойдете, останетесь здесь, но мертвым». После этого правитель ацтеков фактически «сдался в плен», причем никто из его окружения даже не попытался воспротивиться происходящему. Авторитет монарха у ацтеков был слишком силен. Женщина, о которой шла речь, вошла в историю под именем Марина, она была одной из наложниц, переданных Кортесу Монтесумой в качестве подарка, стала его соратницей, любовницей, переводчицей, своего рода посредником между двумя народами.
Понимал ли Монтесума истинные намерения Кортеса и его спутников? Приведенные выше эпизоды позволяют полагать, что нет. Отправляя подарки, выказывая почтение и идя на поводу у завоевателей, он лишь подогрел спесь и жажду наживы, которые, в числе прочих факторов, двигали Кортесом, позволил противнику обзавестись козырями и фактически «обезглавить» империю. И поступил так ацтекский монарх не по собственной глупости, а исходя из имеющихся у него представлений о мире. Не случайно известный медиевист Н. Басовская рассматривает Монтесуму как фигуру, ярко иллюстрирующую «несостоявшийся диалог культур».
Личность Эрнана Кортеса и его истинные намерения до сих пор вызывают споры у историков. Однако очевидно, что этот человек обладал авантюрным складом характера, был хитер и изворотлив, он быстро смекнул, с кем имеет дело, умело использовав особенности мировоззрения и общественного устройства империи в свою пользу.
Хрупкая субстанция и «два властелина мира».
Так называемая империя оказалась на поверку достаточно хрупким образованием. Отчасти Кортесу повезло явиться к ацтекам в тот момент, когда она фактически находилась в стадии политического становления и переустройства. Продолжив дело своих предшественников по расширению сферы влияния, Монтесума стал проводить в государстве реформы, направленные на укрепление собственной власти. Преобразования отразились на статусе и роли определенных категорий общества, в частности «старого жречества», что сделало империю непрочной изнутри. К тому же многие народы были подчинены Теночтитлану относительно недавно. Так аккурат в 1519 году, когда началась экспедиция Кортеса ацтеки покорили город Семпоала, столицу тотанаков. Эти племена много веков вели борьбу с ацтеками. Вполне логично, что с приходом Кортеса они вступили с ним в союз.
Император в индейской реальности считался «властителем всего мира». Многим племенам власть Монтесумы была, по большому счету, им навязана и сопряжена с гнетом. Как в центре, так и на периферии его политикой были довольны далеко не все. И тут появляется Кортес, испанский подданный. Уж кого-кого, а императора священной Римской Империи и Короля Испании Карла V и можно было считать властелином мира в «европейской версии». Кортесу не составило труда выдать себя за представителя исконного мирового владыки, переманить на свою сторону «покоренные племена». Многие индейцы шли под его знамена добровольно.
Проще говоря, в совокупности с прочими объективными и субъективными факторами исход определили и особенности личности самого Кортеса. В этом смысле стратегия действительно является важным фактором его успеха, причем не только военная, но и политическая и дипломатическая.
Говорить об истории доколумбовой Америке и Конкисты тяжело. Многое о тех событиях мы знаем из испанских источников, которым можно верить ровно настолько насколько позволяет их происхождение. Многое в той истории по-прежнему остается мифологизировано. Ясно одно – испанское завоевание и гибель ацтекской империи являются уникальным историческим примером взаимодействия культур, в котором у ацтеков не оставалось не единого шанса.
Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк. Это сильно поможет развитию нашего канала, а также новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте. Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал.
© Анатолий Ягодкин