На этот раз еще парочка фильмов. В одном действие происходит на провинциальном юге, во втором – в северном мегаполисе. Один мистический, второй – чистый реализм. Но в обоих реальность изрядно подтухла, и на свет вылезли демоны.
«Монстры Юга». Один из лучших альманахов десятилетия
Продюсеры франшизы V/H/S (по-русски перевели как З/Л/О) позвали уже знакомых авторов и сделали новое коллективное кино «Монстры Юга» (Southbound), сюжеты в котором объединены захолустным шоссе и маленьким городком, где останавливаются странные персонажи.
Два измазанных кровью мужика едут вперед, стараясь не оглядываться. А за ними не спеша ползут летающие монстры, похожие на мумифицированных и потасканных собаками демонов... Другой неудачник находит пропавшую сестру среди вампиров. Пытается спасти, но сестра уже не та... Незнакомцы в масках лезут в чужое домохозяйство...
Три музыкантши соглашаются остановиться в доме как будто приличной семейной пары... Водитель случайно сбивает на дороге девушку, добравшись до больницы, обнаруживает, что там пусто. Есть только голос по номеру службы спасения, который советует самостоятельно провести сложную операцию, от которой чем дальше, тем больше крови...
В фильме пять новелл, связанных так органично, что это завораживает, и не верится, что фильм собирали разные режиссеры. Да, это «бэшка». Но кого испугаешь этим в хорроре? Получилось дешево и сердито.
Очень сердито, с сочной долей gore-хоррора и провинциальной готики, приветами «Ребенку Розмари», «Рикеру», «Незнакомцам» и отголосками старинного Creepshow. С саундтреком в стиле Джона Карпентера. С напоминанием об историях Стивена Кинга, Дэвида Линча и снова Карпентера. С необъяснимостью жути, что навалилась на главных героев... С глубокими морально-нравственными проблемами, которые персонажи рады бы решить полюбовно, но уже поздно.
Плюс – тема многострадального американского юга, где, как все давно договорились, в каждом втором мотеле – двери в ад... Все это сливается в жирный мясной суп, послевкусие от которого остается надолго.
Круто ли это? Безусловно. Умно ли? Даже, если вас не устроят набросанные авторами метафоры и аллегории про вину, грех и расплату, то хватит и того, что этот альманах гармоничнее многих цельных полнометражек, в нем есть гипнотизирующая загадочность и особый дух.
«Не дыши». Экзамен Федерико Альвареса
Дебютант из Уругвая Федерико Альварес в 2013 году при поддержке классиков – продюсеров Сэма Рейми и Брюса Кэмпбелла реализовал мечту детства – снял «Зловещие мертвецы. Черная книга» . Вышло классно. Знаю, у некоторых есть претензии, но это уже другая тема.
В 2015 году Альварес пошел дальше – доказал, что он не только талантливый фанат старых шедевров, но и полноценный автор. Хоррор/триллер «Не дыши» он делал как режиссер, сценарист и продюсер (Сэм Рэйми тоже помогал, конечно). Фильм стал не только прокатным суперхитом, но и вызвал восторги критиков по всему миру.
Это история трех молодых людей, тухнущих от безделья и бедности в депрессивном и заброшенном Детройте. Однажды ребята решили раз и навсегда решить свои проблемы, ограбив коттедж на краю дикой промзоны. Они знают, что дом сторожит пожилой ветеран войны в Ираке, но не видят в этом проблемы, так как дядька потерял зрение на фронте.
Спецназ – не кучка свистоплясов. Слепой ветеран покажет, кто в доме хозяин, и сделает это метафорично. Ветеран, дочь которого погубил автомобиль какого-то богатея, отыгрывает «иракский синдром», талион («око за око») и образ слепого правосудия. Плюс – жмурки. В былые времена человек с повязкой на глазах, ищущий затаивших дыхание игроков, персонифицировал смерть. Только на этот раз уже не игра.
Жирно? Да, но еще не все. Мрачный гений с обожженным лицом говорит, что отсутствие бога дает человеку массу возможностей. Например, быть хозяином своего персонального подземного царства, вход в который охраняет злющий ротвейлер. Ладно, хоть с одной головой.
Важно и место действия, которому в фильме уделяют большое внимание. Опустевший гниющий Детройт выглядит проклятой землей, кладбищем цивилизации. Не удивительно, что в нем происходит такая жесть.
Кроме метафор, тут есть элегантность стиля. Большая часть кино – некий классицизм с единством времени, места и действия. Фильм рафинированно старомодный, без чудес техники, почти без скримеров, зато саспенса тут столько, и его природа такова, что нормальная реакция при просмотре – замереть и не дышать.
Самые крутые и умные авторские фильмы ужасов 21 века (часть 1) Самые крутые и умные авторские фильмы ужасов 21 века (часть 2)
Самые крутые и умные авторские фильмы ужасов 21 века (часть 3)