Найти тему
Паисий Пчельник

«Крик». То, что вы не увидели за маской и балахоном

Я уже неоднократно говорил, что жанр фильма ужасов себя давно изжил, и сейчас все сложнее снять что-то по-настоящему пугающее, не используя при этом дешевый и манипулятивный прием под названием «скример» (это в фильме РЕЗКО выпрыгивает что-то в камеру). Хорроры, а особенно слэшеры (кровавое месиво с неубиваемым маньком и десятками жертв, чаще всего подростков) изжили себя давно. Но так было не всегда, и в свое время развлекательным кином правил мастер ужасов великий Уэс Крейвен. Благодаря ему кинотеатры семидесятых и восьмидесятых были пропитаны холодным потом испуганных зрителей. Именно Крейвена нужно благодарить за, пожалуй, самого известного экранного убийцу – Фредди Крюгера.

В середине девяностых, поняв, что жанру слешеров приходит конец, Крейвен собственноручно похоронил его, выпустив кино-деконструкцию. Гениальную смесь представителя жанра и пародии на него. Вы наверняка поняли, что я говорю про фильм 1996 года «Крик». Разумеется, поняли, он же в заголовке указан.

Призрачное лицо
Призрачное лицо

Вообще есть три уровня восприятия этого фильма.

Уровень первый - хоррор

Spooky!
Spooky!

Жанровый фильм с элементами пародии – вообще редкость в кинематографе, и неудивительно, что многие воспринимают «Крик» как просто очередной ужастик про убийцу в маске. Сколько таких было уже. И фильмоделы не думают останавливаться, выпуская новые и новые хорроры с маньяком, скрывающимся под маской с очередным запоминающимся дизайном.

Именно это отталкивает многих нелюбителей жанра от просмотра «Крика» (передаю привет своей любимой супруге, которая не смотрит ужастики). И я заявляю прямо сейчас: если вы не смотрели «Крик», потому что не любите хорроры, то перешагните этот предрассудок. Это не обычный хоррор. Как минимум вторым, а как максимум – третьим уровнем.

Уровень второй – пародия и деконструкция

-3

Те, кто смотрел «Крик» уже более внимательно, обратили внимание, что он не забывает высмеивать некоторые особенности жанра, но делает это не в лоб, как, например, «Очень страшное кино», а более завуалированно. Крейвен хорошо знает, над чем нужно смеяться, потому что он смеется в том числе над собой и своим творчеством. Недаром он сам сыграл в «Крике» роль уборщика Фреда в шляпе и красно-зеленом свитере.

(Узнаете образ?)
(Узнаете образ?)

При этом режиссер не ограничивается высмеиванием клише, он ломает их об колено, в первую очередь нарушая одно из незыблимых правил фильмов ужасов (о нем мы еще поговорим). Ну и не забывая сделать контрольный выстрел, «чтобы не случилось сиквела» (не помогло, лол).

Однако почему-то, говоря о «Крике», очень многие забывают отметить, что это не просто хоррор, не просто пародия на хоррор. Это еще и ОЧЕНЬ КЛАССНЫЙ ДЕТЕКТИВ. Пожалуй, в моем топе детективных фильмов девяностых я бы поставил его на третье место после «Обычных подозреваемых» и финчеровской «Игры».

Ну а на этом моменте я попрощаюсь с теми, кто еще не смотрел «Крик», потому что о третьем уровне мы поговорим детально и со спойлерами, которые сильно повлияют на первый просмотр. Так что если вы вдруг не видели этот шедевральный фильм, то мигом его смотреть, потом обратно сюда – дочитывать! Потому что нас ждет…

Уровень третий – детектив

Ну вы поняли. Кстати, обратите внимание, как Билли похож на молодого Джонни Деппа из первого Кошмара на улице Вязов
Ну вы поняли. Кстати, обратите внимание, как Билли похож на молодого Джонни Деппа из первого Кошмара на улице Вязов

!!Я предупредил, будут спойлеры вплоть до личности убийцы!!

Для начала обратимся к тому, что я «затизерил» в прошлом пункте. Нарушение незыблимого правила. Здесь нарушается неписанное правило и слешеров, и детективов. Убийца, как правило, должен быть одиночкой. Здесь же убийц оказываются двое. И если смотреть кино предельно внимательно, это можно заметить – по минимальным изменениям во внешности и поведении преступника в маске. Можно даже по сценам вычислить, кто на этот раз надел черный балахон и призрачное лицо – Стью или Билли.

Гораздо интереснее, что личность одного из них нам спойлерят практически в лоб в первой части фильма. После того, как Сидни получает звонок от неизвестного номера, а затем подвергается атаке маньяка, к ней в окно забирается Билли. И у него из кармана выпадает мобильный телефон (чтоб вы понимали, в середине девяностых с мобильниками даже в Штатах было не так густо, как сейчас). Сидни складывает два и два и начинает подозревать своего бойфренда. Его даже сажают в тюрьму, но затем режиссер ведет нас по ложному следу: Сидни снова получает угрожающий звонок.

ОСТАЛОСЬ СЕМЬ ДНЕЙ!
ОСТАЛОСЬ СЕМЬ ДНЕЙ!

И мы снова возвращаемся к нарушению первого правила. Кто сказал, что у преступника не может быть сообщника? Где это проговаривалось? И мы попадаем в эту ловушку и снимаем подозрения с Билли.

И, казалось бы, это стандартный детективный прием: сперва есть один подозреваемый, на которого указывают улики, но в дело вмешивается опытный сыщик, который вычисляет подлинного убийцу. Что же здесь? Здесь оказывается, что подозреваемый с самого начала оказывается преступником, а мы уже успели в этом разувериться.

То есть что мы видим? Фокусник показывает, что кладет платок в карман, а затем заявляет, что он из кармана исчез. Мы не верим ему, но фокусник выбирает человека из толпы, тот глядит в карман и заявляет, что там пусто. И мы верим, даже не удосужившись задуматься: а сказал ли этот человек из толпы правду? А не заодно ли он с фокусником?

Что же с личностью «человека из толпы»? Режиссер выводит на чистую воду Стью менее очевидным способом: его агрессивным и неадекватным поведением. Эти нарочитые кривляния, перепады настроения… Мы даже не замечаем, что убийца в телефонных разговорах ведет себя почти так же. А даже если замечаем, то не придаем значения. Снова нас обвели вокруг пальца.

Ну а самый очевидный намек на сюжетный поворот режиссер дает прямым текстом, буквально в лоб! Не верите? Сцена, где друзья смотрят ужастик, 1 час 12 минут 24 секунды:

- Смотрите, вон он идет!

- Да что не так! Почему они так делают, она слишком красная!

- Погодите, вон идет второй!

Ну что, как вам? Куда уж еще прямее? Знаете, это как если бы упомянутый фокусник показывал номер с «исчезновением» платка, стоя рядом с надписью «Платок в кармане». И мы все равно ничего не заметили.

И даже ружье в виде «слишком красной» крови выстреливает впоследствии. В сцене фейкового нападения Призрачного лица на Билли у него реально идет слишком красная кровь. Кроме того, сцена обставлена так криво, что я даже при первом просмотре заметил: не видно же, как маньяк ранит Билли, видны только последствия! Но что произошло в итоге? Вполне ожидаемое: я купился на это. Решил, что просто сцену неудачно поставили, или просто экономили бюджет. И когда перед нами предстал живой и невредимый Билли, я сразу же вспомнил ту фальшивую смерть и понял: все не просто так. А при появлении Стью, я вспомнил и этот диалог при просмотре фильма.

Уэс Крейвен снял не просто хоррор с элементами пародии. Он снял гениальное детективное кино с подсказками на видном месте. Подсказками, которые мы так и не увидели.

Впоследствии «Крик» получил три продолжения, высмеивающие жанры сиквела, трилогии и ребутов, а также сериал, который я не смотрел. Фильмы получились достойными, интересными, тоже с детективной интригой, но увы, расследование в них ушло на второй план. Больше внимания уделялось нагнетанию саспенса и пародийным элементам с отсылками к поп-культуре. Так что увы, «Крик» 1996 года остался феноменом, который не удалось повторить. Сейчас собираются снимать пятую часть, но веры в нее у меня нет. Ведь в 2015 году от опухоли мозга скончался отец всей франшизы, маэстро Уэс Крейвен.

Покойся с миром старина Уэс. Спасибо тебе за то, что обвел нас вокруг пальца так искусно.

Ну можете писать в комментариях, что вы думаете об этом фильме. Удалось ли вам вычислить личность преступника?