Найти тему
Советские фильмы

11 интересных фактов о фильме "Жестокий романс"

23 мая любимая актриса Лариса Гузеева празднует юбилей, ей исполнилось 60 лет. В этом выпуске, посвященном юбилею актрисы, вы узнаете много интересного о создании фильма «Жестокий романс», где Лариса сыграла одну из лучших ролей. В частности, вы узнаете за что обиделась на режиссера певица Валентина Пономарева, что случилось на съемках с Андреем Мягковым и как Эльдар Рязанов разобрался с критиком.

Рязанов давно вынашивал планы экранизации любимого произведения. Плановое название фильма было «Бесприданница». Но пьеса Островского «Бесприданница» уже ранее экранизировалась. И Рязанов решил создать совершенно другую картину. Он очень любил старинные романсы и хотел вставить их в фильм. Но решил, что нужны новые, ранее не звучавшие произведения. И пригласил композитора Андрея Петрова заняться написанием неповторимой музыки. А сам начал перечитывать стихи Анны Ахматовой Беллы Ахмадулиной. Вместе с первыми написанными романсами пришло название фильма.

-2

Романс «Мохнатый шмель» в исполнении Никиты Михалкова написал Киплинг, это перевод в стихах его поэтического произведения «Цыганская тропа». Эльдар Рязанов сам замечательно пишет стихи, и написал песни ко многим фильмам. Жестокий романс не стал исключением и романс «Я словно бабочка к огню...» принадлежит его перу.

-3

Главную героиню режиссер искал долго. Ему хотелось создать образ нежной романтичной героини, показать хрупкость жизни. Она словно ночная бабочка и, опалив крылья, погибает. Среди малоизвестных актрис он нашел актрису с тем же именем, что и у героини, Лариса, и решил: это судьба. Лариса пришла на пробы в джинсах и майке с надписью, она по-оренбуржски ужасна окала, совсем не знала как работать на камеру и не представляла, как играть отчаянно несчастную любовь. Но Рязанов утвердил ее и не пожалел.

-4

Голос для героини должен быть необыкновенным. Так решил Рязанов и выбор его пал на цыганскую певицу Валентину Пономареву. У нее был сложный джазовый репертуар, и романсы она никогда не исполняла. Но когда с высоченной температурой ее привезли на студию звукозаписи, она так виртуозно исполнила романс «А напоследок я скажу...», что даже вырвавшийся на несколько дней из Ленинграда композитор Андрей Петров, готов был заплакать вместе с Рязановым. После выхода фильма певица серьезно обиделась на Рязанова и долго с ним не общалась. В титрах не указали, что романсы исполняет Валентина Пономарева. А зрители думали, что это поет сама Гузеева. Это ли не признанием мастерства?

Валентина Пономарева
Валентина Пономарева

Андрей Мягков чуть не погиб на съемках. Снимали эпизод, когда Карандышев догоняет пароход на лодке. Мягков так близко подплыл к пароходу, что лодку ударило о борт и опрокинуло. Актера чудом не затянуло под винты, он еле вырвался из воронки и отделался легким испугом, да раной на руке. Помогла его физическая подготовка.

-6

В роли Паратова Рязанов видел только Михалкова. Но тот не давал окончательного ответа, потому что сам собирался в это время снимать свои «Очи черные». Однако что-то не срослось со съемками в Италии, и Никита Михалков согласился сниматься. Если бы Михалков отказался от участия в фильме «Жестокий романс», мы бы увидели в роли Паратова Сергея Шакурова.

Никита Михалков был душой компании. Играя разгульного барина Паратова, живущего на широкую ногу, он так вошел в образ, что после съемок закатывал шикарные банкеты. Получив лицензию на охоту, он даже отправился в лес на медведя, и потом угощал медвежатиной всю съемочную группу. Однажды местным жителям пришлось вызвать милицию, чтобы утихомирить гуляющих. Но вместо этого, увидев легендарных актеров Алису Фрейндлих, Георгия Буркова, Никиту Михалкова, Андрея Мягкова и других, милиционеры сами кутили до утра с командой фильма.

Фильм снимался в шикарных местах на Волге, в Ярославле, Костроме и Костромской области. В начальных титрах зритель видит Волжскую набережную в Ярославле. В «Ласточку» превратили пароходы «Спартак» и «Красное Сормово». А обгонявшую «Ласточкой» «Святую Ольгу», снимали на пароходе «Достоевский».

После выхода фильма на экраны, на Рязанова сошла лавина критики. Его обвиняли в том, что он испортил классическое произведение, что фильм пошлый, а актеры глумятся над классикой. Что фильм можно назвать «Мадам Бовари», а образ Ларисы Дмитриевны Огудаловой представлен поверхностно. О том, что Гузеева — бездарная актриса, а Паратов и вовсе «Чувствительный супермен». Что Лариса пала жертвой не коварного соблазнителя, расчетливого и безжалостного, а добровольно попала в сети бешеного обаяния Михалкова, который вовсе не считает Паратова отрицательным персонажем. И оба они не прочь вкусить «сладкой жизни»...

Одного из самых ярых критиков звали Евгений Данилович Сурков. Остроумный Рязанов решил ответить ему на критику в духе графа Монте-Кристо. В следующем фильме «Забытая мелодия для флейты» самую неприятную героиню он именовал Евгения Даниловна Сурова.

По зрительским симпатиям фильм побил все рекорды и был назван журналом «Советский экран» лучшим фильмом 1984 года.

Прекрасный романс "А напоследок я скажу". Поет Валентина Пономарева.