Найти тему

Почему советские песни были такими качественными

Оглавление

Об этом рассуждает известный литератор Юрий Поляков, автор многих известных произведений, председатель редакционного совета легендарной "Литературной газеты".

Юрия Полякова. Фото Татьяны Андреевой
Юрия Полякова. Фото Татьяны Андреевой

Советская эстрада - удивительный феномен

- Я вообще уверен, что советская песня - это удивительный феномен, - отметил Юрий Поляков во время встречи со своими поклонниками в Московском Доме книги. - Потому что тогда был уровень: кто попало советской эстрадой не занимался.

И композиторы, и авторы песен были все как на подбор. Это ведь настоящий дар. Многие поэты были из первого ряда. То есть песни писались на произведения, которые зачастую составляют вершину поэзии XX века.

С некоторыми поэтами-песенниками я дружил, чем горжусь до сих пор. А какая серьезная была система отбора! При Госттелерадио существовал Совет по песне, в который входили лучшие композиторы и лучшие поэты.

Несколько раз на заседания меня брал с собой Андрей Дементьев. Что удивительно: там никогда не шел разговор об идеологии: мол, на чью мельницу льет этот автор и пр.

Качество превыше всего!

- Может быть, такие разговоры были раньше, в шестидесятые, пятидесятые годы, - отметил Юрий Поляков. - Но я этого не застал. При мне говорили только о качестве.

Это были строго профессиональные разборки: у вас нечеткая рифма; у вас сбой ритма; у вас мутная метафора, которая не считывается во время исполнения; у вас не самостоятельная тема в песне.

Автору советовали: вот вы включите такого-то композитора, такое-то его произведение, такую-то часть и услышите эти нотки. Представляете, насколько тщательно все проверялось!

То есть речь идет о мощном фильтре, сквозь который не проходила разного рода фигня. Поэтому я до сих пор не устаю поражаться уровнем советской песни.

Скажем, у меня есть диск школьных песен. Какая мощная от них исходит энергетика. Когда я послушаю эти песни, то становлюсь совершенно другим человеком.

Я действительно заряжаюсь от них. Очень люблю и диск «Юность комсомольская моя...». Понятное дело, на нем песни комсомольцев. Так что я всем советую слушать советскую эстраду!

Как вернуть Музу?

- Многие творческие люди со временем "перегорают". Литераторы обычно говорят, что их покинула Муза. Не секрет, что для стимуляции писатели порой принимают на грудь какой-нибудь напиток с градусом.

- У меня тоже есть определенные "допинги", но вполне мирные, - рассказал с улыбкой Юрия Поляков. - Так, я пишу исключительно под классическую музыку.

Тихую, приятную. «Наливаю» ее как следует. Очень хорошо идет Брамс. Идеально подходит мне и барокко. А вот под Стравинского или Малера я не могу работать.

А еще меня хорошо вдохновляет как раз чтение поэтов. Это и классика, и советские авторы. Стихи для меня как камертон, который настраивает на нужный лад. Я действительно очень люблю слушать эстраду времен СССР. У меня большая подборка.

Режиссеры ничего не читают

- Многие критикуют современные театры, в которых годами идут одни и те же пьесы. Где же новые постановки?

- Так режиссеры ни черта не читают. Ни черта! С ними просто беда. Помню, как на Совете при президенте Российской Федерации по культуре и искусству я оказался рядом с покойным Олегом Табаковым, главным редактором МХАТа имени Чехова.

Он у меня спрашивает: «Юра, ну ты чего-нибудь написал?» Я ему напомнил о своем «Кресле». Эта была инсценировка моей повести «ЧП районного масштаба», с которой — на минуточку! - и началась «Табакерка» Олега Павловича.

То есть я дал понять Табакову, что его театр стартовал с помощью моей пьесы. Если зайти в «Табакерку», то под номером один значится как раз «Кресло».

Этот спектакль поставили еще в 1987 году. Но получается, что с тех пор Табаков не прочитал ни одной моей пьесы. И вообще не следит за моим творчеством.

Олег Павлович мне тогда честно сказал, что ничего не читает. Некогда. Так чего уж тут удивляться, что идут одни и те же пьесы. Отмечу, что я выпустил целый сборник своих пьес.

Фестиваль "Смотрины" пришлось отменить

- Я ведь последние 15 лет активно пишу пьесы. Более того, пять лет назад, в 2015 году стартовал фестиваль "Смотрины", который как раз посвящен моему драматургическому творчеству.

Татьяна Васильевна Доронина тогда специально поставила на сцене МХАТа имени Горького мою мелодраму «Как боги». В этом году фестиваль должен был состояться, как и в прошлом году, в ноябре.

Я как раз написал пьесу - «В ожидании сердца». Это история одного бизнесмена, который решил поставить себе новый «мотор». Многие богатые люди идут на это, чтобы продлить свою жизнь.

Пьесу уже поставил Ставропольский театр, с которым я давно сотрудничаю. Премьера должна была состояться именно в рамках моего авторского фестиваля «Смотрины».

Но, к сожалению, его пришлось отменить. Причем буквально в последний момент. Проблема в том, что наше мероприятие очень затратное. Но я не хотел рисковать. Причина понятная: это коллапс, в который из-за пандемии попало наше искусство в целом.

Я боялся, что на фестивале все закрутится, а потом градоначальник выступит и скажет, что и впрямь наступила вторая волна. А деньги уже потрачены.

И никто не возместит наши убытки. Так что я посчитал, что лучше и не начинать. В общем, проведем “Смотрины» в следующем году, - печально вздохнул Юрий Михайлович.
- Тем не менее желаем творческих успехов!

Давайте дружить! Ставьте лайки и подписывайтесь! Читайте другие материалы на канале "Статьи Дмитрия Марта"!