Об этом рассуждает известный литератор Юрий Поляков, автор многих известных произведений, председатель редакционного совета легендарной "Литературной газеты".
Советская эстрада - удивительный феномен
- Я вообще уверен, что советская песня - это удивительный феномен, - отметил Юрий Поляков во время встречи со своими поклонниками в Московском Доме книги. - Потому что тогда был уровень: кто попало советской эстрадой не занимался.
И композиторы, и авторы песен были все как на подбор. Это ведь настоящий дар. Многие поэты были из первого ряда. То есть песни писались на произведения, которые зачастую составляют вершину поэзии XX века.
С некоторыми поэтами-песенниками я дружил, чем горжусь до сих пор. А какая серьезная была система отбора! При Госттелерадио существовал Совет по песне, в который входили лучшие композиторы и лучшие поэты.
Несколько раз на заседания меня брал с собой Андрей Дементьев. Что удивительно: там никогда не шел разговор об идеологии: мол, на чью мельницу льет этот автор и пр.
Качество превыше всего!
- Может быть, такие разговоры были раньше, в шестидесятые, пятидесятые годы, - отметил Юрий Поляков. - Но я этого не застал. При мне говорили только о качестве.
Это были строго профессиональные разборки: у вас нечеткая рифма; у вас сбой ритма; у вас мутная метафора, которая не считывается во время исполнения; у вас не самостоятельная тема в песне.
Автору советовали: вот вы включите такого-то композитора, такое-то его произведение, такую-то часть и услышите эти нотки. Представляете, насколько тщательно все проверялось!
То есть речь идет о мощном фильтре, сквозь который не проходила разного рода фигня. Поэтому я до сих пор не устаю поражаться уровнем советской песни.
Скажем, у меня есть диск школьных песен. Какая мощная от них исходит энергетика. Когда я послушаю эти песни, то становлюсь совершенно другим человеком.
Я действительно заряжаюсь от них. Очень люблю и диск «Юность комсомольская моя...». Понятное дело, на нем песни комсомольцев. Так что я всем советую слушать советскую эстраду!
Как вернуть Музу?
- Многие творческие люди со временем "перегорают". Литераторы обычно говорят, что их покинула Муза. Не секрет, что для стимуляции писатели порой принимают на грудь какой-нибудь напиток с градусом.
- У меня тоже есть определенные "допинги", но вполне мирные, - рассказал с улыбкой Юрия Поляков. - Так, я пишу исключительно под классическую музыку.
Тихую, приятную. «Наливаю» ее как следует. Очень хорошо идет Брамс. Идеально подходит мне и барокко. А вот под Стравинского или Малера я не могу работать.
А еще меня хорошо вдохновляет как раз чтение поэтов. Это и классика, и советские авторы. Стихи для меня как камертон, который настраивает на нужный лад. Я действительно очень люблю слушать эстраду времен СССР. У меня большая подборка.
Режиссеры ничего не читают
- Многие критикуют современные театры, в которых годами идут одни и те же пьесы. Где же новые постановки?
- Так режиссеры ни черта не читают. Ни черта! С ними просто беда. Помню, как на Совете при президенте Российской Федерации по культуре и искусству я оказался рядом с покойным Олегом Табаковым, главным редактором МХАТа имени Чехова.
Он у меня спрашивает: «Юра, ну ты чего-нибудь написал?» Я ему напомнил о своем «Кресле». Эта была инсценировка моей повести «ЧП районного масштаба», с которой — на минуточку! - и началась «Табакерка» Олега Павловича.
То есть я дал понять Табакову, что его театр стартовал с помощью моей пьесы. Если зайти в «Табакерку», то под номером один значится как раз «Кресло».
Этот спектакль поставили еще в 1987 году. Но получается, что с тех пор Табаков не прочитал ни одной моей пьесы. И вообще не следит за моим творчеством.
Олег Павлович мне тогда честно сказал, что ничего не читает. Некогда. Так чего уж тут удивляться, что идут одни и те же пьесы. Отмечу, что я выпустил целый сборник своих пьес.
Фестиваль "Смотрины" пришлось отменить
- Я ведь последние 15 лет активно пишу пьесы. Более того, пять лет назад, в 2015 году стартовал фестиваль "Смотрины", который как раз посвящен моему драматургическому творчеству.
Татьяна Васильевна Доронина тогда специально поставила на сцене МХАТа имени Горького мою мелодраму «Как боги». В этом году фестиваль должен был состояться, как и в прошлом году, в ноябре.
Я как раз написал пьесу - «В ожидании сердца». Это история одного бизнесмена, который решил поставить себе новый «мотор». Многие богатые люди идут на это, чтобы продлить свою жизнь.
Пьесу уже поставил Ставропольский театр, с которым я давно сотрудничаю. Премьера должна была состояться именно в рамках моего авторского фестиваля «Смотрины».
Но, к сожалению, его пришлось отменить. Причем буквально в последний момент. Проблема в том, что наше мероприятие очень затратное. Но я не хотел рисковать. Причина понятная: это коллапс, в который из-за пандемии попало наше искусство в целом.
Я боялся, что на фестивале все закрутится, а потом градоначальник выступит и скажет, что и впрямь наступила вторая волна. А деньги уже потрачены.
И никто не возместит наши убытки. Так что я посчитал, что лучше и не начинать. В общем, проведем “Смотрины» в следующем году, - печально вздохнул Юрий Михайлович.
- Тем не менее желаем творческих успехов!