I часть: Вступление
Кто вообще этот ваш Марку́л (да, ударение именно на "у")? Парень, которого все считают крутым, хотя никто не слышал особо его треков, кроме фита с Мироном?
Но на самом деле Markul - из Лондона, экс-участник Green Park Gang, а значит, стало быть, эксперт в репе... А если откинуть шуточки, то лично я долгое время считал именно так, как написано выше: не воспринимал Маркула как отдельного исполнителя, всегда было ощущение, что это ж тот самый парень из Booking Machine, тот самый, который в Fata Morgana перед Мироном читает куплет и припев.
Tranzit - дебютный студийный альбом и единственный, который я слушал у Маркула. И это почти все, что я вообще слушал от этого исполнителя. Почти - потому что есть ещё вышеупомянутая Фата Моргана и KONSTRUKT. И ФМ, и сайфер попали в плейлист. Но какой-то симпатией к Маркулу я не проникался. Однако после прослушивания альбома я могу сказать: "Мне нравится такое творчество" .
II часть: Синглы
До прослушивания пластинки в плеере на постоянной основе с весны 2020 года поселился трек "Последний билет". Это отличный пример того, что означает "стиль Маркула". Не смотря на то, что у Obladaet, который исполняет гостевой куплет в этом треке, я слушал только "I am", и то, давно, все равно кажется, что слегка тюненный голос не идет этому исполнителю. Мне понравился припев, довольно хороший ход сравнения значения девушки в жизни и последнего билета, интересное описания своей жизни ("мой потерянный край в картинках") и в целом звучание запоминается. Как я уже сказал, гостевой куплет мне по звучанию не сильно понравился, однако это не мешает мне выделить очень крутые моменты: "Я знаю - ты та, что пойдет со мной, а не коснется лишь дважды..." - отличная фраза с классным обыгрывание обычного для многих действия оценки понравившихся публикаций в соц.сетях (двойное касание). Собственно, первый сингл получился добротным. Ровно также как и второй - Moulin Rouge. Трек, впрочем, как и весь альбом, довольно атмосферный. И все, больше сказать-то и нечего, просто обычный трек на уровне "жвачка" - можно послушать, отвращения не вызывает (а даже наоборот, кайфанешь от прослушивания), но какого-то особого восторга тоже не вызывает. Просто классная музыка для фона. Но из-за атмосферности я могу сказать этот трек отличным. Действительно, что, что, а атмосферу Маркул создавать прекрасно умеет. Это прекрасно видлео и в третьем сингле - "Спрут". Наиболее, как мне показалось, сложный для восприятия трек, описал бы его как "чуть более мелодичный Horus, но не мелодичный Маркул". Маркул мне понравился своим умением сочетать мелодичность и какую-никакую смысловую нагрузку, а потому этот трек, который вроде как и в стиле Маркула, но лишен основной черты его стиля, мне и не понравился, однако все равно трек хороший, можно и послушать. В общем, синглы получились достойные. А что на счет треков именно с альбома?
III часть: Треки с альбома, плагиат
С одной стороны, безусловно, оригинальность - это круто и оригинально, особенно когда речь идет про творчество, с другой стороны, оригинальность не есть достаточным условием, чтоб называть трек или другое творчество крутым. В треке Леброн присутствует именно такой неоднозначный момент. В припеве то, что называется "бэки", начинают идти раньше основной аудио дорожки. При всем моем огромном опыте прослушивания самой разной музыки в самых разных жанрах,не помню, чтоб сталкивался с таким приемом. Но этот прием мне не понравился, ибо ощущение, что как будто наушники повреждены и часть трека просто пропала без вести! Кстати, сейчас же модно искать везде плагиат? Так вот, дата релиза трека Леброн - 16 марта 2017 года, а название трека - это фамилия баскетболиста Джеймса Леброна. А кто у нас выпустил за полгода до Маркула, 24 октября 2016 года, трек, у которого в названии также была фамилия баскетболиста? Правильно, речь о Lil Pump и его первом крупном хите "D Rose"! Что забавно,у треков совпадают не только название: "now I'm feelin' like a hero (Superman)" - читает Гарсия; "я как Кларк Кент, парень, я борюсь со злом" - читает Маркул. А теперь добивающий удар - Кларк Кент — главный герой сериала «Тайны Смолвиля» и является адаптированной версией супергероя Супермена, тайно борющийся с преступностью. Идеи треков тоже похожие - понты. Похожи, но не идентичны, так как реализация идей все же разная: Памп понтуется материальными ценностями, как принято у западных реперов, Маркул понтуется "собой и своими действиями" (например, "....Ловлю на бас, и взрываю ракету. Давлю на газ..."), правильней сказать не "понтуется", а "описывает свои действия с легким надрывом пафоса и самолюбованием". Вот так, пример того, что необязательно воровать треки только похожей стилистике. Правда, стоит отметить, что именно стиль принципиально отличает треки. Памп на своей волне и опирается на свои отечественные традиции, Маркул делает по своему, учитывая, какую музыку слушают у нас. Трек "Пьяный DJ" подтверждает понимание того, что надо для современного слушателя: что-то танцевальное, чтоб на тусовке включить и тупо отдыхать. Отличным решением было добавить в этот трек и смысловую нагрузку. По сути, все, что есть от стереотипного трека для тусовок, в "Пьяном DJ" - прямая бочка, даже не бит в целом, в именно прямая бочка, больше причин называть этот трек клубным нет. Зато трек Крэк-1 не так сильно демонстрирует уникальность Маркула. Точнее, первая часть этого. Первая часть звучит, как будто Gokilla по каким-то причинам до сих пор не в OGGNG и решил записать заявку туда. Однако вторая чачть - это то, что идеально показывает Маркула. Атмосферно, стильно, красиво Примечательно, что Крэк-1 - последний трек альбома, это - лучшее завершение такого альбома, оно ставит точку в альбоме на очень важном моменте: противопоставлении современных реперов (первая часть) и Маркула (вторая часть). Последняя строчка "Что бы ни случилось, парень, мне нельзя назад" - как нельзя уместно и в тему. Мне очень понравилось как Маркул отстаивает свой образ и стиль. А смог ли артист смотреться также классно на совместных треках, которые также есть в этом альбоме?
IV часть: Совместыне треки в альбоме
Также классно - нет, достойно - да. Гостем на треке "На виду" стал T-Fest. Уже звучит интересно, ибо стили все же довольно разные. Мои ожидания не оправдались - на треке ребята поменялись стилями: Markul стал читать быстрее, отошел от своего типичного стиля, T-Fest подался в что-то подобное на Souloud-а, а именно избавился от ритмического чтение в пользу более мелодического звучания. Контраст стилей ощущается и на треке "Не всем", который есть совместный с Sifo, который сейчас изменил псевдоним на Idan. А между прочем не абыкто - парень дослужился аж до менеджера Booking Machine. Вернемся к треку: мне понравилось, что Sifo напихивает панчлайны в трек (Мимо пролетают комментарии обывателей/ И я не ищу с ними общего знаменателя/ Средний палец выступает в роли указательного!/ Наблюдай внимательно, поясняю кратко:/ Если моя математика кому-то не понятна - /Мы хотим приумножить капитал и поделить без остатка... /С кем были со старта!) - да, они не особо крутые, однако подрая подача и то, что в альбоме треки больше про атмосферу, а не про прикольные лингвистические конструкции. Оно и не удивительно - батловое прошлое Sifo дает о себе знать. В контексте всего альбома эта совместка - отличная, вносит особых красок во всю такую тоскливую в какой-то степени атмосферу альбома.
V часть: Завершение
В завершении могу сказать, что этот альбом однозначно стоит слушать, особенно тем, кто никогда Маркула, кроме как в Fata Morgana и Konstrukt не слышал.
Телеграм-канал - t.me/freest4il