Найти тему

Юрий Поляков о том, почему не мог писать в режиме самоизоляции

Оглавление

Юрий Поляков — автор таких бестселлеров, как «Сто дней до приказа», «ЧП районного масштаба», «Козленок в молоке», «Апофегей», «Грибной царь», «Любовь в эпоху перемен, или Секс в СССР» и многих других. По его сценариям снято 15 фильмов, включая знаменитую ленту «Ворошиловский стрелок» Станислава Говорухина.

Юрий Поляков Фото из архива
Юрий Поляков Фото из архива

Ещё Юрий Поляков возглавляет Национальной ассоциации драматургов. Его пьесы идут по многих театрах России и других стран, собирая, как правило, полные залы благодарных зрителей.

Кроме того, Юрий Михайлович много лет был главным редактором «Литературной газеты», а сейчас является председателем ее редакционного совета.

А на днях именитый писатель представил в Московском доме книги второе, сильно переработанное и значительно дополненное издание своей нашумевшей книги «Желание быть русским», которая стала поистине культовой.

Вся переделкинская компания слегла

Несмотря на пандемию, самый престижный в России Московский Дом книги на Новом Арбате на какое-то время возобновил творческие встречи с известными людьми. Впрочем, без масок и перчаток внутрь никого не пускают. Ведь это общественное место.

И такая забота вовсе не случайна: как известно, сейчас, осенью, болезнь перешла в активное наступление. Причина очевидна: народ за летние месяцы явно расслабился. В конце августа заболел и Юрий Поляков.

По его словам, после полугодовой самоизоляции его честная переделкинская компания решила, что риска никакого уже нет, и, как обычно, поплыла в творческий круиз по Волге по маршруту “Москва—Уфа—Москва”.

А в итоге слегли практически все: из 11 человек заразились 9, включая жену писателя Наталью. К счастью, все обошлось. Но теперь Юрий Михайлович гораздо серьезнее относится к пандемии.

Попал в лапы коронавируса

- Да, пока сам не заболеешь, только смеешься. А все принимаемые меры кажутся излишними, неким психозом, ненужной перестраховкой. Ты жалеешь общество, которое власти так сильно заставляют страдать.

А когда сам попадаешь в железные лапы болезни, то понимаешь, что все делается не только правильно, но, возможно, даже недостаточно. Потому что болезнь очень тяжелая и крайне жестокая. Конечно, многие думают, что в них этот снаряд не попадет.

Но я по себе могу судить: если ты заболел, то проклинаешь все на свете. А еще думаешь: почему я раньше-то не прислушивался к советам добрых людей. Хорошо, что я выкарабкался.

Презентация второго издания известной книги. Фото автора
Презентация второго издания известной книги. Фото автора

Повезло, что выкарабкался

Мне повезло, поскольку я оказался в хорошем медучреждении. Меня доставили в новую больницу в поселении Вороновском. Ее начали строить 12 марта, а уже буквально через месяц она принимала первых пациентов.

Причем эта больница в Новой Москве вовсе не какая-то виповая, а самая обычная. Но оборудована на уровне. Я в ней оказался благодаря «скорой», которая меня туда отвезла. У меня неделю температура была под тридцать девять.

К счастью, врачи меня спасли. Теперь я могу сказать, что самолечением лучше точно не заниматься. Если почувствовали себя плохо, то нужно не бежать в ближайшую аптеку за антибиотиками, а поскорее вызывать врача.

Дай Бог, чтобы с помощью вакцины мы как можно скорее избавились от этой заразы. Иначе все пойдет по новому кругу. Как мне в больнице говорили врачи, уже зафиксированы случаи, когда пациенты, побывавшие у них в марте, заболевали повторно.

То есть иммунитет держится, к сожалению, всего несколько месяцев. А значит, совсем скоро я снова могу оказаться в группе риска. Болезнь очень, очень коварная. Но не будем о грустном... - улыбнулся Юрий Михайлович.

В режиме самоизоляции не писалось

- А чем вы занимались на самоизоляции? Времени свободного у вас, наверное, было немало. Хотя парадокс в том, что многие авторы жаловались на то, что Муза их тогда не посещала. Как будто она и сама была на карантине...

- Вы знаете, каждый писатель - и шире, художник, - находится в положении солиста Большого театра. Вот он танцует, а тут попадает под машину и ломает ногу. Конечно, это трагедия. Бывает, что у певца пропадает голос.

Точно в такой же ситуации находится и литератор. Талант - это особое энергетическое состояние, которое должно постоянно подпитываться откуда-то извне.

Однако по какой-то неведомой причине в любой момент этот источник может иссякнуть. Причем без всяких предварительных симптомов. Ты просто просыпаешься утром, садишься к столу и понимаешь, что слова тебя больше не слушаются, а сюжеты не придумываются.

Пустая голова

Голова совершенно пустая. Что делать? Конечно, это катастрофа! Но таких случаев в истории предостаточно. Например, часто спрашивают, почему Михаил Шолохов ничего не написал равноценного «Тихому Дону».

Многие не знают, что в конце войны он попал в авиакатастрофу, в которой получил очень серьезную черепно-мозговую травму. По своим последствия она соответствовала мощному инсульту. И все!

Михаил Шолохов был попросту не в состоянии писать такие мощные произведения, как «Тихий Дон». И такое может произойти с любым творческим человеком.

Когда я находился в режиме самоизоляции, то, разумеется, пытался писать художественные произведения, но не мог. Они не шли у меня катастрофически.

Я садился за стол и понимал, что это конец. Финиш! Слова меня вообще не слушались. Я был в положении офицера, которого подчиненные посылают куда подальше.

Ты им приказываешь: «Рота, становись!», а солдаты не обращают на тебя никакого внимания. Или даже говорят: «Да пошел ты!» Мол, мы что, подписались?

Чуть не ушел на пенсию

- Но теперь Муза к вам вернулась?

- К счастью, да. Жуткое отношение с вербальным миром у меня длилось сначала день, потом два, затем неделю, вторую неделю, месяц, еще один... В какой-то момент я уже всерьез начал готовиться к отходу на заранее приготовленные пенсионные рубежи.

Что ж, когда-нибудь, я думал, это должно было случиться. Все-таки уже 65 годков. Уже не мальчик. И не пионер-герой. Но тут я «улетел» в больницу.

Времени свободного оказалось предостаточно, чтобы подумать на досугу обо всем на свете. И в какой-то момент — бац! - у меня снова включился некий внешний источник.

Сейчас я пишу целый цикл повестей и рассказов о своем советском детстве. Но я вовсе не исключаю, что в любой миг связь с вербальным миром снова может вырубиться.

И тогда из-под пера будет вылетать всякая чепуха. Так что, если у кого-то есть задумки что-то написать, делайте это быстрее, иначе потом может быть поздно. Увы, писательство — это очень жестокая профессия, - вздохнул Юрий Поляков.

Давайте дружить! Ставьте лайки и подписывайтесь! Читайте другие материалы на канале "Статьи Дмитрия Марта"!