Найти в Дзене
Aristologia

Ростов-на-Дону. Мой дом на Буденновском проспекте. Как уничтожить наследие эпохи

Что роднит дом на Буденновском проспекте в Ростове с домом Дернова в Петербурге и с Эмпайр-Стейт-Билдинг в Нью-Йорке? Что стало с архитектурной жемчужиной первых пятилеток ? Это статья о моем доме в Ростове.

Я жила в нем с десяти до двадцати шести лет. А несколько лет назад узнала, что он совсем не простой, а принадлежит авторству одного из самых известных ростовских архитекторов эпохи первых пятилеток – Михаила Николаевича Кондратьева и представляет собой образец жилого комплекса новой формации, очень прогрессивного для своего времени.

Михаил Николаевич Кондратьев
Михаил Николаевич Кондратьев

Михаил Николаевич Кондратьев - потомственный дворянин, один из признанных мастеров русского модерна и конструктивизма. Образование получил в Петербурге и там же реализовал свои первые проекты. Самый известный из них - доходный дом Дернова, или Дом с башнями на Таврической улице. У проживавшего там поэта Вячеслава Иванова бывали в гостях Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Зинаида Гиппиус, Александр Блок и другие легенды Серебряного века.

В Ростове-на-Дону Кондратьев занимался гражданским строительством. Кроме нашего дома, его авторству принадлежит Лендворец, жилой комплекс Новый быт, Круглый дом в Таганроге.

Кондратьев был неудобным архитектором. Его бескомпромиссность в профессиональных вопросах и нежелание принимать задачи нового строя приводили к отстранению от уже начатых проектов, а в 30 годы он был арестован, а задуманные им проекты остались невоплощенными. Например, школа в рабочем поселке Красный город сад и многоэтажный жилой дом Кооперативная смычка строителей.

Но вернёмся к жилому комплексу на Буденновском проспекте, 68. Вот как о нем пишет ростовский архитектор Артур Токарев в своей книге «Архитектура Ростова-на-Дону первых пятилеток (1920-1930)»:

«Жилой комплекс на углу пр. Буденновского и ул. Лермонтовской – одно из лучших произведений М.Кондратьева, творчество которого и без того не обделено шедеврами».

Глядя на дом сейчас, в такую характеристику поверить трудно. Но об этом позже. Обратимся пока к замыслу архитектора.

Комплекс состоит из центрального П-образного корпуса и двух боковых корпусов, поставленных торцами к Буденновскому.

Токарев пишет:

«Структурно расчлененную застройку по проспекту Буденновскому Кондратьев собирает в единое целое, придавая потенциально раздробленной форме качества единого ансамбля. Гармоничность, целостность архитектурной формы достигается введением симметрии… В данном случае ось симметрии всего комплекса совпадает с осью центрального парадного двора – композиционного ядра, вокруг которого ведётся построение всего организма».

Иллюстрация из книги "Архитектура Ростова-на-Дону первых пятилеток"
Иллюстрация из книги "Архитектура Ростова-на-Дону первых пятилеток"

Симметрия частично нарушена. Боковые корпуса не являются зеркальным отражением друг друга. В соответствии с функцией их парадные фасады ориентированы в одну сторону – на юг.

Иллюстрация из книги "Архитектура Ростова-на-Дону первых пятилеток"
Иллюстрация из книги "Архитектура Ростова-на-Дону первых пятилеток"

Кроме того, объединяющую функцию выполняют одноэтажные «связки» между корпусами. Видимо, они сразу проектировались под магазины или еще какие-то прикладные функции.

В доме отражены элементы стиля модерн – выступающие и западающие объемы, подрезки углов, смягчающие строгую прямоугольную форму и придающие дополнительную пластику и текучесть.

От себя добавлю, что эти скругления породили одну из моих любимых деталей дома – угловые балконы. Они смотрятся невероятно уютно. И угловое окно в две стены мне очень нравится.

Как и другие работы Кондратьева, жилой комплекс рассчитан на восприятие в процессе движения. Его вид сильно меняется в зависимости от точки, с которой смотришь. С перекрестка он выглядит как единый комплекс, а по мере движения вдоль Буденновского проспекта раскрывается его сложная, но ясная и логичная конструкция.

Ведущую роль в создании художественного образа выступают ризалиты.

Ризалит – часть здания, выступающая за основную линию фасада во всю его высоту.

Опять приведу цитату из книги:

«Мощь выступающих ризалитов подчеркнута дополнительной пластической разработкой. На их фронтальной поверхности появляются гигантские лопатки, фланкирующие вертикальный ряд оконных проемов. Пластически разработаны и боковые поверхности ризалитов со своеобразными наслоениями, подчеркивающими вертикальное развитие. Они формируют ступенчатое, ритмичное завершение».

Здесь можно разглядеть вершины ризалитов
Здесь можно разглядеть вершины ризалитов

Этот прием архитектор заимствовал из американской версии ар-деко – «стиля небоскребов». Наиболее яркими представителями этого стиля являются легендарные Эмпайр-Стейт-Билдинг и Крайслер-Билдинг на Мнхэттене в Нью-Йорке.

Это трудно разглядеть при современном состоянии здания, но замысел легко угадывается на фото только что возведенного дома.

Иллюстрация из книги "Архитектура Ростова-на-Дону первых пятилеток"
Иллюстрация из книги "Архитектура Ростова-на-Дону первых пятилеток"

Почему же современное состояние дома не позволяет по достоинству оценить замысел архитектора? Основных причин тому три.

Во-первых, дом пострадал во время войны. Не так сильно, как многие другие, но пострадал. Могу предположить, что именно поэтому часть изначальной кирпичной кладки – из красивого, светлого, серовато-песочного кирпича – была заменена на другую. Из какого нашлось.

Здесь хорошо видны участки с кирпичом другого цвета
Здесь хорошо видны участки с кирпичом другого цвета

Не так давно дом реставрировали. Его очистили пескоструйными аппаратами, покрасили видимую часть фундамента и проложили вдоль дома асфальтовые дорожки (не знаю зачем, может, это какое-то укрепление фундамента). Но из-за вставок кирпича другого цвета дом так и остался не слишком привлекательным. «Его нужно было покрасить весь!» - сказала жительница соседнего дома. Выражаясь идеоматически, архитектор Кондратьев при этом ощутил, как кто-то прошелся по его могиле. Впрочем, ему не привыкать.

В некоторых местах кирпич пытались подобрать по цвету, но что-то пошло не так
В некоторых местах кирпич пытались подобрать по цвету, но что-то пошло не так

Во-вторых, нижние этажи проданы под коммерческую недвижимость. Как вы знаете (а если нет, почитайте мои статьи о самых красивых зданиях проспекта Будённовского и Большой Садовой улицы), при проектировании зданий в дореволюционную эпоху первый этаж сразу проектировался под коммерческие функции (в современных зданиях, как правило, делается то же самое). В домах советского периода первый этаж был жилым. Поэтому, когда в 90-е годы квартиры на первых этажах начали выкупать под коммерцию, то новые хозяева изощрялись кто то во что горазд. Отсюда – нелепые пристройки, торчащие «из под пятницы суббота» сооружения, цветастые вывески и прочая шелуха.

Сильно пострадал именно от этого фактора тот самый центральный парадный двор – ось симметрии всего комплекса. Уродливое сооружение слева от входа испортило внешний вид двора, нарушило симметрию и полностью закрыло вид на улицу из моего окна.

Рассказывают, что много лет назад дворы были местом отдыха, общения и культурного быта. По воспоминаниям старожилов, во дворах играли в настольные игры, устраивали танцы, а в морозные зимы в центральном дворе даже заливали каток. Сейчас все разбито и покорежено, на центральный двор просто больно смотреть.

И наконец, наш дом – пример халатного и эгоистичного отношения жильцов.

Большинство жителей дома не думают дальше своих квадратных метров. В итоге дом, как старое дерево грибами-паразитами, оброс совершенно разномастными балконами разного размера, цвета и из разных материалов. Самый распространенный и чудовищный, конечно же, белый сайдинг. Дешево и сердито. И хоть трава не расти.

Изначально по замыслу архитектора там были тонкие нежно-голубые балконные решетки, которые гармонично сочетались со светлым кирпичом. Но там же не устроишь дополнительную кладовку, не поставишь полки для заготовок на зиму. Самостоятельное остекление балконов – бич советских домов, который не миновал и наш дом. И ведь есть примеры деликатного, не такого уродливого застекления. С деревянными рамами приглушенных цветов. А как красиво выглядит балкон, увитый виноградом или другими вьющимися растениями!

Если постараться, можно сделать неплохо. Я про правый ряд балконов
Если постараться, можно сделать неплохо. Я про правый ряд балконов

Больная ростовская тема – обрезка деревьев – тоже не обошла наш дом стороной. Смотрите, какая красота.

Не так давно жители дома почти добились, чтобы дом был включен в программу благоустройства дворов. Из-за смены управляющей компании не получилось. Но среди жильцов есть активные люди, новая управляющая компания намного лучше прежней, так что есть надежда, что дворы будут приведены в порядок и там опять появятся столики и лавочки. Хотя уверена, что многие жильцы захотят расширить стоянку.

Когда-то в нашем дворе были клумбы. Потом от них остались огороженные полуразбитыми бетонными плитами участки земли. В этом году наш сосед с дочкой высадили там цветы. Так приятно. Это вселяет надежду, что красота чего-то не лично моего – это так же важно Серьёзно. На эту тему проводилось уже множество исследований. Важно выйти из дома и увидеть красоту. Пусть даже маленькую.

Иногда, с некоторых ракурсов, особенно в «золотой час», можно увидеть, как выглядел дом в свои лучшие времена. Фотографы знают, что золотой час способен творить чудеса. Иногда мне кажется, что он способен оживлять прошлое.

И в заключение. Если мы посмотрим на современные европейские жилые комплексы, то увидим, что среди них намного больше похожих на детище архитектора Кондратьева, чем на современные российские человейники. Советская архитектура оставила нам не только хрущевки и брежневки. Среди ее наследия есть объекты, опередившие свое время. Надо только оглянуться вокруг.

🌸🌸 🌸Ваши лайки и подписка очень меня радуют 💃💃💃

Еще о Ростове на моем канале: