В 1920-е годы в СССР активно прорабатывался вопрос организации культурного досуга для рабочих. Создавались дома культуры, досуговые центры, открывались парки и скверы. Одним из первых и крупнейшим в Москве стал Дворец культуры автозавода им. Лихачева, который расположился на месте Симонова монастыря. Идея его создания была выдвинута в 1929 году профсоюзом металлистов (рабочих заводов «Динамо», «АМО», «Парострой» и «Трубосоединение»). Проект Дворца культуры Пролетарского района доверили талантливым архитекторам-конструктивистам — братьям Александру, Виктору и Леониду Весниным.
Строительство Дворца культуры ЗИЛ началось в 1931 году. В 1933 был завершен малый театр (теперь это театральная часть), а в 1937 — примыкающий к нему клубный корпус. Архитектурный комплекс изначально предполагал отдельное здание театра на 4000 тысячи зрителей, а также развитие обширной парковой зоны. Однако амбициозный проект не был реализован.
По случаю открытия театрального здания в 1933 году в "Известиях" вышел обширный материал:
"Сучье болото"- так называли прежде это место.
Сюда, в заброшенный пустырь, свозили разные отбросы. В непролазной грязи утопали ветхие домишки. В них жили люди, работавшие по 17 часов в сутки и свой досуг проводившие на "плешивом бульваре" (так назывался расположенный в этом районе скверик), слушая звон колоколов Симонова монастыря.
Можно ли теперь узнать эту старую, унылую "Симоновку" в новом индустриальном центре пролетарской Москвы?
Сейчас здесь 19 крупнейших заводов, на которых работают 87 тысяч рабочих. Эти цифры красноречиво говорят о росте этого района. Рядом с жалкими домишками, еще придающими местами району колорит старой московской окраины, выросли большие красивые корпуса - квартиры для 52 тысяч рабочих. А на днях рабочие Пролетарского района праздновали открытие своего театра на 1200 человек. - Первого здания строящегося гиганта, Дворца культуры.
Мысль о создании Дворца культуры в Ленинской слободе зародилась давно, еще в 1926 году, у динамовцев, вынужденных вести всю свою культурную работу в стареньком клубе "Пролетарская кузница", который тогда уже не мог удовлетворять культурных запросов растущего рабочего посёлка. Динамовцы же -инициаторы проведения этой идеи в жизнь. Под руководством энергичного начальника и энтузиаста строительства товарища Журина строительный комитет преодолел многочисленные трудности, из которых не последней было побороть сопротивление Главнауки, никак не соглашавшейся на снос монастыря.
Осенью 1929 года жители Ленинской слободы в последний раз слышали звон церквей Симонова монастыря, а в 1930 году, монастырь был снесен (были оставлены, впрочем, некоторые строения в качестве исторических памятников).
Рабочие Пролетарского района хорошо помнят, как взрывали фундамент монастыря. Он был крепко сколочен, туго поддавались стены. По 40 тысяч человек собирались тогда, в морозные январские дни, на субботники - помогать будущим строителям дворца.
Открывшийся Малый театр построен из стекла и бетона под мрамор. Начиная от прекрасно сконструированного зрительного зала, где с каждого кресла видна вся сцена, и кончая приятным для глаз матовым освещением, удобной мебелью. Комфортабельные кафе с эстрадой для оркестра, бильярдные, тихие комнаты отдыха, курилки. Авторы проекта братья Веснины и строительный комитет Дворца культуры, действительно хорошо позаботились о рабочем зрителе. Театр - лишь одна десятая часть будущего дворца. Сейчас строится шестиэтажный клубный корпус с 628 помещениями для кружковой работы, рядом аудиторий, обсерваторией, библиотекой, которая займет три этажа одного крыла здания, домом техники, радиоцентром, детским городком, рестораном и т.п.
На месте поповского гнезда мы строим дворец культуры, которым могут гордиться вся Ленинская слобода, вся Москва, весь наш Союз!