Продолжение. Начало здесь
...Младший брат Кати, Глеб, студент университета и начинающий поэт знакомится на поэтическом вечере с пожилым поэтом Константином Константиновичем. Он влюблен в Тоню Ковалевскую, и хочет доказать, что он что-то стоит. Это знакомство очень заинтересовывает Наума Каинова Николая и Андрианова Андриановых, узнающих в нем богатого и знатного человека, который может поспособствовать в их делах.
Николай, посоветовавшись с Наумом, по-прежнему женихом Кати, и со своим отцом Григорием решает ехать в Санкт-Петербурга для получения аудиенции при дворе, и возможно - открытия в северной столице новой гостиницы... Ему хочется получить высочайшее признание, иначе его честолюбие будет ущемлено. Ему нужны признания не только ради почета, карьеры, но и - ради выгоды. Возможно, в будущем у него еще более проявятся организаторский талант, дальновидность.
Для этого есть психологические предпосылки, например ловкость в обхождении с сильными мира сего. Он размышляет о своей карьере, репутации, и о том, как её воспринимают в обществе. Ему хотелось бы оставить свой след в мире. Сейчас пока общение – его слабое место, но он может стать впоследствии народным трибуном, ведь недостатки – продолжение наших достоинств и наоборот. У него есть амбиции, желание реализовать себя. Главное, что он должен понять: как важно уметь налаживать хорошие отношения людьми, это банально, но это важно для продвижения в карьере.
В поезде Николай встречается с Розой Штерн. Сначала он думает просто познакомиться с приятной молодой женщиной, но потом он приглашает ее к себе в купе, в котором едет один, и сближение - начинается в высшей степени стремительно. У нее сильная, но довольно пассивная чувственность. Она по-женски стремиться отдать себя любимому человеку. Но - нет достойного. Тогда она готова любить, кого попало.
Младшая сестра Кати, Ирина, по-прежнему намерена завоевать любовь Захара, даже если для этого ей придется рискнуть. У нее острая, но так и не удовлетворенная до конца потребность в нежности, понимании. Ирина успокаивается, только внушая себе, что она любима, но у нее не проходит чувство, что ее бросили, забыли. Ранимость, заставляет ее страдать, но пока еще не побуждает к правильному, адекватному поведению…она едет к Захару на завод, но там к ней начинает приставать молодой рабочий. Он действует очень грубо, и Ирине бы не поздоровилось, если бы не неожиданно, в последнюю минуту, пришедший на помощь Захар.
Нина Неверова влюбленная в Дмитрия предлагает ему уехать в Америку. Он отшучивается тем, что не переносит качки. Тогда она показывает ему свежий журнал «Нива», в котором помещена заметка о новом английском пароходе, таком огромном, что не страшна никакая качка, вот и название у него соответствующее – «Титаник».
На даче Веры Баженовой происходит спиритический сеанс, в ходе которого выяснятся что «дух Прохора Собакина» никак не хочет идти на контакт и явиться медиуму в лице Милады Скарбек.
Прохор и не может, конечно, никуда явится в образе духа. Но он не хочет, и возвращаться к старой жизни. Он надеется так жить, довольствуясь малым. Но, по иронии судьбы, и в рубище его подстерегают искушения, над которыми он теперь склонен смеяться. На литровке, где он поселился, быстро распространяется молва о «тертом калаче», сухоруком старике, который «в законах поднаторел». Прохор не берет за консультации у голытьбы и преступников денег, отказывается от них как от зла, но ему – насильно суют их «урки». Он жертвует их монастырю, а сам по-прежнему ходит в лохмотьях. Есть у него некий дар конкретности, способность формулировать оригинальные интуитивные идеи, он - не находится в плену рутины, умеет преодолевать бытовое болото. У него нет вертлявой эксцентричности, поспешности в действиях. Он понимает дисциплину, исповедует подлинную свободу, связанную с ответственностью. Умеет творчески использовать традиции.
Тут на Хитровке у церкви Покрова на крови Прохор - замечает сумасшедшую нищенку, ободранную, грязную, но видно, что красивую. Он, с замершим сердцем, узнает в ней Катю. Он уводит ее к себе в лачугу.