В случае с отравлением Навального антироссийские санкции со стороны Европы, пожалуй, являются неизбежностью, и вопрос лишь в том, на какие меры пойдут европейцы: отойдут ли они от «общепринятой практики» адресных санкций и высылки дипломатов в знак протеста, либо, например, «ударят» по экономическим связям с РФ (тот же многострадальный «Северный поток – 2»).
В общем, появилось заявление глав МИД Германии и Франции, в котором говорится о намерении сих стран выступить к коллегам по Евросоюзу с предложением о введении санкций в отношении РФ из-за «дела Навального».
«Эти предложения будут нацелены на людей, которых мы считаем ответственными за это преступление и нарушение международных норм ввиду их официальных функций, а также на лиц, задействованных в программе "Новичок"», – говорится в документе.
По словам дипломатов, у Москвы не единожды просили «пролить свет» на обстоятельства отравления Навального, но получить «убедительных объяснений» от Москвы так и не вышло. Главы внешнеполитических ведомств сходятся во мнении на счет отсутствия «правдоподобных» версий за исключением «ответственности и причастности России».
То, что предлагают Германия и Франция, мы, в принципе, видели в 2019-м в случае с «делом Скрипалей»: тогда Евросоюз ввел санкции в отношении главы ГУ Генштаба вице-адмирала Игоря Костюкова, его первого зама, генерал-лейтенанта Владимира Алексеева и ряда других офицеров ГРУ. Помимо этого, страны Европы, включая США, ответили высылкой российских дипломатов, а Великобритания сообщила о приостановлении контактов с РФ на высоком уровне.
В это же время инициатива немцев и французов может свидетельствовать о желании провести черту между политикой, экономическими и бизнес связями, мол не надо смешивать «горячее с холодным»: на «правонарушения» с политическим окрасом, с позиции Европы, должна быть соответствующая предосудительная реакция в отношении существующего режима, приплетать тот же «Северный поток – 2», экономический проект, к «делу Навального» тут было бы крайне непоследовательным решением.
Остается ждать, согласятся ли остальные европейские державы с предложениями сильных региона сего.