При жизни Ван Гог ни как художник, ни как человек не имел успеха. Слава пришла намного позже.
Сегодня, читая письма Винсента к Тео, обратимся к Винсенту Ван Гогу – человеку.
Лето и осень 1881 года начинающий художник проводит в родительском доме в Эттене. Новая несчастная любовь Винсента – на этот раз к его кузине, молодой вдове Кее Фас, - надолго выбивает его из колеи.
3 сентября 1881 г.
«У меня на душе есть кое-что, о чем я должен тебе рассказать, хотя ты, возможно, уже все знаешь и для тебя это не новость. Хочу сообщить тебе, что этим летом я очень сильно полюбил К. Когда я ей сказал об этом, она ответила, что для нее прошлое и будущее едины и что она никогда не сможет ответить на мое чувство.
Я был в нерешительности и не знал, что делать – примириться с ее «нет, нет, никогда» или, не считая вопрос ни исчерпанным, ни решенным, собраться с духом и не отступать? Я выбрал последнее и до сих пор не раскаиваюсь в своем решении, хотя все еще наталкиваюсь на это «нет, нет, никогда».
…Покамест я много работаю: с тех пор как я встретил К., моя работа идет куда лучше…
Если ты когда-нибудь полюбишь, а тебе ответят «нет, нет, никогда», ни за что не смиряйся! Но ты такой счастливчик, что с тобой этого, надеюсь, никогда не случится».
Уже через четыре дня адресат получает следующее послание.
«…Я не удивлюсь, Тео, если мое последнее письмо произвело на тебя несколько странное впечатление. Но, надеюсь, оно помогло тебе до некоторой степени уяснить создавшееся положение. Я пытался наметить соотношения и планы длинными, крупными штрихами: сперва намечают основные линии, а потом смахивают уголь носовым платком или крылышком и начинают искать уже частные контуры.
Таким образом, сегодняшнее письмо будет написано в более интимном, менее резком и угловатом тоне, чем предыдущее.
Во-первых, хочу спросить, не кажется ли тебе в какой-то мере удивительным, что существует любовь достаточно серьезная и страстная, чтобы не остыть даже от многих «нет, нет, никогда»?
Я твердо уверен, что такая любовь не возбуждает в тебе удивления, а, напротив, представляется тебе вполне естественной и разумной.
Ведь любовь – это нечто такое положительное, такое сильное, такое настоящее, что для того, кто любит, отказаться от этого чувства – все равно, что наложить на себя руки. Если ты возразишь: «Но есть же люди, которые накладывают на себя руки», я отвечу только: «Право, не думаю, что я – человек с подобными наклонностями».
Жизнь стала мне очень дорога, и я счастлив, что люблю. Моя жизнь и моя любовь одно целое. «Но ведь ты стоишь перед «нет, нет, никогда», - напомнишь мне ты. На это я отвечу: «old boy», сейчас я смотрю на это «нет, нет, никогда», как на кусок льда, который прижимаю к своей груди, чтобы его растопить…»
Так писал молодой влюбленный Винсент своему брату. Но ему не удалось растопить сердце «нет, нет, никогда». Его не поняла семья, не приняла его выбора. И это надолго выбило его из колеи.
Судьбой ему было отмерено еще восемь лет. Смертельный выстрел, который раздался 27 июля 1890 года в полях Овера, остановил жизнь Винсента Ван Гога. Но сегодня он был полон надежд и творческих задумок. Он был влюблен.
Дорогие друзья! Подписывайтесь на наш канал и следите за новостями.