BadComedian объяснил, почему блогеру-одиночке не выжит на этой онлайн-платформе.
Все больше блогеров склоняется к мысли о том, что YouTube превращается в телевидение. За каналами блогеров-миллиоников стоят редакции и продюсерские центры, этот рынок монополизируется, авторы-одиночки вымываются с видеоплатформы. О том, сколько стоит стать звездой в YouTube, насколько долговечен и политизирован видеохостинг, и как авторам с видео про кошечек и собачек найти свое место под интернет-солнцем.
Перерождение YouTube
Никто из экспертов не делает долгосрочных прогнозов по поводу будущего YouTube. Все помнят судьбу LiveJournal («Живой журнал»), который был популярен 10 лет назад. Сегодня «Живой журнал» - платформа для представителей олдскул, его с рынка вытеснил YouTube, который многим в городах-миллиониках заменил телевидение.
Видеохостинг быстро коммерциализировался, сюда пришли профессиональные журналисты со своими редакциями. Им удалось достаточно быстро монополизировать рынок, наполнить его политическим контентом и отправить в сумрак авторов-одиночек. Ламповые времена, когда миллион просмотров набирали видео блогера Enjoykin, прошли. Его самое известное видео «Nyash Myash» про экс-прокурора Крыма Наталью Поклонскую набрало 44 млн просмотров и вошло в «золотой фонд» YouTube, а сам автор роликов Enjoykin ушел в тень.
«Сегодня YouTube заменяет нам телевидение. Сейчас реклама постоянно присутствует на видеохостинге, на доходы от которой живут блогеры. Естественно, новички сталкиваются с массой проблемой. Им сегодня очень сложно нарабатывать свою аудиторию. Несмотря на все сложности, путь блогерам-новичкам в YouTube не закрыт», - выразила свою точку зрения популярный в России бьюти-блогер, светская львица Лали Чабоки.
Действительно, видео про кошечек и собачек никто снимать не запрещает. Их можно выкладывать на YouTube, но они собирают максимум 20-30 просмотров. Сегодня в YouTube в тренде, как и на традиционном телевидении, политические интервью, проблемные репортажи и документальные фильмы на остросоциальные темы.
В числе успешных проектов фильм Ксении Собчак об избиении в Среднеуральском женском монастыре, репортаж Ирины Шихман об акциях протеста в Хабаровске, последнее интервью Алексея Навального блогеру Юрию Дудю, которое за двое суток набрало более девяти миллионов просмотров.
Политизация YouTube
Не отстают от оппозиционно настроенных бывших работников СМИ и так называемые пропагандисты Кремля. Так, например, Владимир Соловьев ведет свое шоу на YouTube «Соловьев. Live», на которое подписано 408 тыс. человек. ТАСС запустил цикл интервью с главой государства «20 вопрос Владимиру Путину». Видео с президентом сняты не в традиционной для телевидения камерной обстановке, а в стилистике блога: темная, стильная студия, в которой происходит свойский разговор главы государства с журналистом.
Не отстают от властей и коммунисты. Так, например, на YouTube-канал «Дневник депутата», депутата Саратовской областной думы от фракции КПРФ Николая Бондаренко подписано более одного миллиона человек. Депутат рассказывает «о жопокрутстве» в пандемию коронавируса и с депутатской трибуны разоблачает депутатов «Единой России» в прямом эфире.
Кандидат политических наук Сергей Макаркин уверен, что, несмотря на засилье политических каналов в YouTube, аудитория видеохостинга пока аполитична, но у нее есть свои политические кумиры, которым властей уже не убрать из эфира.
«Какая особенность есть у Алексея Навального – блогера с миллионной аудиторией: он изначально сделал ставку на YouTube, когда его политические оппоненты воспринимали интернет как обязательное приложение. Им нужен был сайт для того, чтобы написать на визитке, что он у них есть. Навальный пошел другим путём и в итоге стал героем интернет-субкультуры. Его сегодня смотрит вся политическая часть интернета», - выразил свою точку зрения Маркин.
В результате у Юрия Дудя и Алексея Навального возникла пересекающаяся аудитория. Поэтому у интервью Навального Дудю столько просмотров. Макаркин отметил, что пока его друг смотрел двухчасовую беседу двух популярных блогеров, аудитория прибавилась на 1,5 млн человек. Таким успехом не может похвастаться ни один блогер-одиночка.
Таким образом, Юрий Дудь подтверждает свою репутацию топового ютюбера, для Навального — это дополнительная возможность донести свое мнение до миллионной аудитории.
Навальный приведет за ручку
Макаркин пока не может со 100-процентной уверенностью сказать, будет ли дальше политизироваться YouTube. Политический курс видеохостинга во многом зависит от того, смогут ли политики пробиться через стену, которую выстроили Алексей Навальный и Юрий Дудь, ставшие политическими интернет-брендами.
«Да, есть депутат от КПРФ Николай Бондаренко, но он герой провинциальной аудитории. Его не видно из Москвы. Поэтому политиков за руку в YouTube будут приводить популярные блогеры, такие как Дудь и Навальный. У интернет-аудитории пока нет запроса на суперполитизацию как в конце 1980-х годов, когда люди изголодались по политике, которой в нашей стране не было 70 лет», - отметил Маркин.
Он уверен, что блогеры будут использоваться в политике даже если YouTube не станет суперполитизированным. Их будут вовлекать в свою игру разные политические силы. Политика – это не только текущие выборы, но ещё и идеология. В качестве примера Макаркин привел фильм Юрия Дудя «Колыма», который на YouTube посмотрели 22 млн человек.
«Дудь сделал историю для молодежи. Материал от историков молодым зрителям был бы скучным. Это не электоральная и публичная политика, но она политика. Когда политический деятель осудит сталинские репрессии, для молодого человека, посмотревшего фильм Дудя "Колыма", это уже не будет некой абстракцией, он будет понимать о чём идет речь. Дудь показал, что это ужасно, значит это действительно ужасно, а непросто скучно. Политика приходит в интернет не только прямо, но и опосредовано», - отметил Макаркин.
Двери для обзорщиков закрыты
На сегодняшний день большие деньги «крутятся» не только в политическом сегменте YouTube, но и его в развлекательной нише, где пробиться блогеру-одиночке также сложно. Россияне любят смотреть кинообзоры Евгения Баженова на российские фильмы. Последний обзор на фильм «Союз Спасение» о восстании декабристов на его YouTube-канале BadComedian посмотрели более 10 млн человек. Евгений Баженов отметил, что все ниши в развлекательном сегменте заняты. Достучаться до миллионной аудитории начинающим пользователям видеохостинга будет непросто.
«YouTube захвачен крупными каналами, брендами, блогерами. Чаще всего люди раскручиваются через TikTok, где не нужно вкладывать средства в продвижение. С аудиторией из TikTok блогеры приходят в YouTube, где начинают зарабатывать. Можно попросить популярных блогеров помочь раскрутить канал на видеохостинге. Продвижение за счет коллаборации возможно. Конечно, не у Юрия Дудя. Он уже бренд и очень избирателен при выборе рекламы», - подчеркнул Баженов.
Сегодня масса людей предлагают раскрутиться на YouTube. Начинающим блогером за плату от 300 рублей обещают подписчиков и просмотры. Популярный в России бьюти-блогер, светская львица Лали Чабоки просит не доверять таким СММ-щикам. Раскрута на YouTube стоит значительно дороже. Например, если вы хотите славы как у Юрия Дудя, то нужно заплатить профессионалам несколько миллионов рублей.
Если вы не столь амбициозны, то можно заплатить несколько сотен тысяч рублей за продвижение. На эти деньги вам подберут контент, помогут с привлечением аудитории и продвижением видео в YouTube.
«Ниша обзоров на фильмы, игры, телешоу уже занята. Вся заслуга моего канала в том, что он был создан в нужное время. Кто первый начал, того и тапки. Медиахолдинги приходят в YouTube из-за больших денег. Поэтому данный видеохостинг стал аналогом телевидения. Это рано или поздно должно было произойти», - считает Баженов.
По мнению Лалы Чабоки, на данный момент в российском сегменте YouTube не занята ниша бьюти-блогинга. Есть масса каналов, но они «сырые» и очень некачественные.
«Как бы мы не пытались, как бы мы не кричали о своей крутизне и не стучали себе в грудь, среди нас нет экспертов в индустрии красоты. Выкладывается очень сырой материал, который не получает развития. Эксперты индустрии красоты сами изучают европейские и американские тренды, китайскую моду. Но они не знают, как донести свои знания до публики. Поэтому блогерам можно осваивать данную нишу в YouTube», - подчеркнула светская львица.
Что дальше?
Евгений Баженов не уверен, что зритель перестанет смотреть YouTube из-за того, что он стал политизированным и превратился в аналог успешного коммерческого телевидения.
YouTube – пока монополист на этом рынке. Видеоблогерам сложно найти другую платформу, на которой творчество им будет приносить ежемесячно миллионы рублей. Пока предпосылок для создания новых платформ нет. Сложно придумать нечто лучшее, чем Youtube.
Да, появились Twitch-трансляции. Но это не альтернатива видеохостингу, а скорее интернет-платформа побратима YouTube. Две интернет-площадки движутся в одинаковом направлении. На них можно существовать одновременно.
В результате YouTube все больше и больше напоминает российский шоу-бизнес: звездами становятся не те, у кого есть талант, а те, за кем стоят продюсеры и миллионы рублей. В пандемию коронавируса все больше простых зрителей скучают по-старому YouTube, который был «без пафоса, без фальши».
Интернет-пользователи пишут, что скучают по простым видео, в которых девушка с яркой улыбкой на лице поёт про «семечки бум-бум-бум подсолнухи». Россияне ностальгируют по тем временам, когда кумиром аудитории YouTube был не Алексей Навальный, а Наталья Морская Пехота, у которой «джип в Москве», пока она «стартует в другом городе».
Евгений Баженов не уверен, что это интернет-прошлое когда-нибудь вернется вновь. Сказка старая помогла сотворить новую сказку с глянцевой обложкой, политическими героями, HD-картинкой и миллионными заработками.
Спасибо, что дочитали до конца! До встречи на "Киноамнезия"! Впереди Вас ждет много интересного из мира кино, музыки, игр, телевидения и литературы! Не прощаюсь!