Добрый день, коллеги. Оптимизация бизнеса - это уже своеобразный мем нашей действительности. У нас оптимизируют все, до чего могут дотянуться разномастные "эффективные менеджеры" (тоже меметичная вещь, но об этом позже) как от сохи частного бизнеса так и от правительства. И итог, собственно, понятен, относительно живое, по крайней мере, как-то трепыхающееся, предприятие/отрасль делает всем ручкой и склеивает ласты, надевает белые тапки, покидает рынок, играет в ящик и прочие синонимы слова умирает.
Оптимизация по-русски
Почему в нашей действительности оптимизация - слово сродни матерному? Вопрос. Давайте смотреть на факты.
Оптимизация по-русски - это бездумное сокращение затрат с целью показать инвесторам/совету директоров/прочим наивысшим органам замечательные графики с уменьшающимися издержками при росте или как минимум сохранении выручки. Что, соответственно, равно прибыли. Цель - получить за это премию в размере Х% от сэкономленного.
Понятно же, что получить прибыль можно двумя путями: нарастив выручку при сохранении или минимальном росте расходов и тот, что исповедуют русские оптимизаторы. Первый путь, логично же, труден и, так сказать, "на авось", то есть может получиться, а может и нет. А вот сократить затраты как-то понятнее. Ну а результат будет за счет того, что сотрудники будут попы рвать, чтоб себя прокормить.
На самом деле, выходит немного не так. Нет, с урезанием все получается на 146%. Режут даже то, что резать-то ну совсем уж зашквар...ну например, мне известен случай, когда уборщице сократили расход на чистящие средства. В итоге сэкономили 800 с копейками рублей, но, простите, получили откровенный срач в офисе, что явно не на нужный имидж играет в глазах клиентов.
Оптимизация по-человечески
Вообще в оптимизации как таковой нет ничего плохого. Бизнес надо оптимизировать. Даже не так. Его необходимо оптимизировать. Отрезать откровенно лишние затраты, совершенствовать бизнес-процессы, "отрезая" временной лаг между принятием и исполнением решений, налаживать коммуникации между подразделениями. Все это необходимо.
Но русский менеджмент не умеет в совершенствование бизнес-процессов. В наш обиход в принципе эти слова вошли не так давно, мы просто еще не научились жить в реальности, где эти термины применяются и работают. Коммуникации? Так мы понятия не имеем, как это работает, для нас всегда был "рык начальственный" и все, все бросались исполнять.
Так это все работает...не знаю...на предприятии с поголовно недалеким коллективом, занятых исключительно операциями уровня табуретки: нажать кнопку А, получить результат.
И теперь к оптимизации затрат...
Понятно, что есть затраты...назовем их обязательными и затраты вторичные. Говорил я об этом с тексте о жадности. Найти эти необязательные затраты можно, но только если есть аналитическая система с применением целого комплекса инструментов, в том числе Bi, простейшие итерации которых доступны рядовым пользователям и очень удобны в применении. Я оставлю ссылку на Microsoft Bi, который лично я скачал и поставил на домашние компьютеры для использования в своих мини-проектах.
Так вот, это сложно. Ибо надо строить систему, применять инструментарий, подключать разум...поэтому режется все, до чего дотягиваются руки, авось пронесет.
Но...можно переоптимизироваться и получить пшик - смерть оптимизируемого организма вследствии отсутствия компетентных работников, денег на закуп...да многих факторов. Но смысл-то один, пациент мертв, что непосредственно стало причиной не столь уж важно, важно, что это следствие бездумной псевдооптимизации.
Вопрос. Когда-нибудь мы - мое поколение 30+ - доживем до того момента, когда бизнес станет делаться по-человечески.
Ну и традиционное блогерское, подписываемся на канал, ставим палец вверх, или что тут принято просить.))
Канал подкастов Крыса на Ютуб. Кстати, там новый эпизод вышел.
Иллюстрации взяты из открытых источников