Найти тему

Выбираем звуковую карту для домашней студии.

Итак, вы решили заняться звукозаписью. «Сердцем» современной домашней студии является звуковая карта или, как сейчас чаще говорят, аудиоинтерфейс.

И здесь очень важно не ошибиться с выбором, ибо правильно подобранный под ваши потребности прибор будет служить вам годами. Практика показывает, что у многих звуковые карты переживают не только несколько вариантов компоновки студии, но и даже несколько смен компьютеров.

На данный момент времени в домашних студиях наиболее распространены внешние USB-аудиоинтерфейсы, ибо такие приборы имеют ряд преимуществ: это и наличие USB-портов практически на всех типах вычислительной техники, и совместимость таких девайсов с несколькими операционными системами, и тот факт, что вы можете легко взять свою звуковую карту на выездную сессию, подключив её к ноутбуку или макбуку и т.д.

При выборе звуковой карты нужно определиться, какие источники сигнала вы планируете подключать:

Для источников линейного сигнала она должна иметь линейный вход, для подключения микрофона – встроенный микрофонный предусилитель с балансным входом и поддержкой фантомного питания 48В, а если вы планируете подключать напрямую звуковой карте электрогитару, то должен присутствовать инструментальный вход с высоким входным сопротивлением Hi-Z.

Часто звуковые карты снабжены комбинированными входами: при подключении XLR разъёма такой вход становится микрофонным, а при подключении Jack 6,3 – линейным или инструментальным, в зависимости от положения соответствующего переключателя.

Также стоит обратить внимание на то, сколько источников звука вы планируете подключать одновременно. В домашних студиях наиболее распространены звуковые карты, способные записывать одновременно два моно- или один стереосигнал, и если вы не планируете записывать дома живую ударную установку, то и вам, скорее всего, этого хватит.

С входами разобрались.

Звуковая карта обязательно должна иметь возможность прямого мониторинга входного сигнала. Если, при этом, на лицевой панели будет предусмотрен регулятор мониторного баланса – это сильно облегчит вам процесс записи.

Также необходимо наличие отдельных линейного выхода и выхода для подключения наушников, желательно с раздельными регуляторами громкости.

-2

Не менее важным компонентом домашней студии являются DAW-программы, при помощи которых будет происходить создание музыки. Если вы только начинаете, то вряд ли на данном этапе вы готовы тратиться ещё и на платный софт.

Значительная часть аудиоинтерфейсов комплектуется лицензионными ключами для урезанных версий популярных DAW-программ. Чаще всего встречаются Cubase LE и Ableton Live Lite. Но урезанные – не значит бесполезные, на этом софте вполне можно работать, особенно если докачать всяких сторонних плагинов, коих в сети великое множество, в том числе и бесплатных.

Некоторые производители, к слову, сразу поставляют в комплекте дополнительные наборы плагинов, инструментов и сэмплов. И то, какой софт и другие дополнения идут в комплекте, также может сыграть немаловажную роль при выборе аудиоинтерфейса. Почитайте обзоры, изучите плюсы и минусы поставляемых программ.

С основными критериями выбора разобрались.

Теперь давайте посмотрим, что предлагает российский рынок. Стоимость аудиоинтерфейсов, в зависимости от функционала, может стремиться к бесконечности, но мы не будем сильно загоняться. Аудиоинтерфейсы, способные обеспечить 99% всех потребностей домашней студии укладываются в диапазон 13-17 тысяч рублей. Они имеют для этого всё что нужно: два микрофонных предусилителя, и соответственно, два комбинированных входа, фантомное питание, линейные выходы, выходы для подключения наушников, прямой мониторинг с возможностью регулировки мониторного баланса, а некоторые экземпляры снабжены ещё и разъемами для подключения midi-устройств.

Однако, для кого-то такая цена может оказаться неприемлемой, тогда можно поискать компромиссные варианты. У некоторых аудиоинтерфейсов существуют «младшие» версии, которые ничуть не уступают старшим в качестве звука, но имеют более ограниченный функционал, и потому стоят примерно в полтора раза дешевле. Такие устройства, как правило, имеют на лицевой панели только один микрофонный и один линейный/инструментальный вход. Для решения многих музыкальных задач и этого может оказаться вполне достаточно. Ещё на некоторых таких устройствах отсутствует регулятор мониторного баланса, есть только кнопка включения/выключения прямого мониторинга, в таком случае, баланс придётся регулировать в самом компьютере - это не всегда удобно, но и с этим тоже вполне можно жить.

Однако, если мыслить на перспективу, то есть один нюанс: рано или поздно вам может понадобиться подключить какой-то источник линейного стереосигнала. Например, записать концерт с линейного выхода микшера, записать электромузыкальный инструмент, имеющий стереовыход или оцифровать сигнал с какого-то аналогового источника звука (проигрывателя винила, магнитофона). И далеко не все «урезанные» версии звуковых карт могут справиться с данной задачей, однако некоторые производители предусмотрели и такие случаи, снабдив свои устройства дополнительными линейными стереовходами, которые, как правило, выполнены на разъёмах RCA и расположены на тыльной стороне корпуса.

Я ничего не пишу про технические характеристики, потому что многие аудиоинтерфейсы, которые сейчас позиционируются как "для домашних студий", по многим техническим характеристикам, таким как соотношение сигнал/шум, коэффициент нелинейных искажений и т.д., значительно превосходят те магнитофоны, на которых, например, Pink Floyd записывали свой легендарный Dark Side Of The Moon, но почему-то я не слышу новых альбомов такого уровня. Так что, вместо того чтобы пытаться расслышать разницу между 88 кГц 24 бита и 96 кГц 32 бита, лучше думайте о том, как создавать монументальные произведения, которые будут слушаться даже через сорок лет.

На этом всё. Спасибо за внимание и творческих вам успехов!