Первоначально освоение Сибири происходило силами казаков и военных. Затем туда пошли авантюристы разных мастей, купцы. Излишне говорить, что практически все они были мужского полу. Образовалась острая нехватка женщин. Это привело к тому, что на новых территориях появились странные и даже дикие взаимоотношения между полами. Одним их таких «новоявленных» обычаев стал так называемый «сибирский брак».
Острую нехватку женщин новоприбывший люд решал просто – они силой забирали у местных их женщин, в крайнем случае, покупали их. Естественно, что все «реквизированные» дамы были язычницами, сиречь некрещеными, поэтому в глазах новоявленного супруга она была неровня его землячкам. Да он сделал ее своей «супругой», но крестить ее и затем обвенчаться с ней он не собирался. Именно это и называлось тогда «сибирским браком».
Также стоит учесть, что тогда (XVI-XVIII вв.) большая часть мужского населения Сибири отличалось высокой мобильностью – купцы искали новые товары и рынки сбыта, промысловики искали зверя, а служивые ехали туда, куда отправляло их начальство. В итоге выходило так, что в каждом новом месте проживания мужчины заводили новых местных «жен».
Такое «многоженство» приводило к тому, что с местными «женами» поступали, как заблагорассудится «мужу» - сдавали в аренду, одалживали, а при нужде могли и продать.
Власти волновала сложившаяся ситуация и они предпринимали попытки решить ее. К примеру, в 1630 г. царь Михаил Федорович решил отправить в Сибирь первую женскую партию арестанток в количестве 150 человек.
В сопроводительных документах было указано, что военным запрещено жениться на колодницах. Однако случилось обратное, практически все они стали женами казаков и офицеров. И все только по одной причине – все они были русскими и христианками. Да и по сравнению с местными «дамами» казались настоящими красавицами. Поэтому неудивительно, что в скором времени в Омск, на имя губернатора полетели прощения примерно следующего содержания «... понеже я нижайший... из ссыльных девку Лизу сговорил добровольно на замужество.... прошу позволить мне бракосочетание дать».
Однако даже русские жены не изменили ситуацию в целом. Большинство их тех, кто женился на русских женщинах, все равно своих привычек не оставили. И содержали по другим населенным пунктам еще по одной, а то и более местных «жен».
А русская жена, даже венчанная, оставалась как бы «лучшей». Об этом можно прочитать в статье «очерки русских нравов в старинной Сибири», автором которой является этнограф Серафим Серафимович Шашков, живший в 19 веке.
Через сто лет после описываемых событий ситуация с русскими женщинами изменилась, их, скажем так, стало достаточно. Но, однако, обычай «сибирского брака» не исчез, просто несколько изменился. Просто вместо местной «дамы» роль второй, третьей и последующей «жены» занимали русские женщины.
При этом «мужья» умудрялись не просто жить с новыми «женами», но и венчались с ними, не оформляя развода с предыдущей. При этом духовенство зачастую знало о наличии законной супруги, но, «дабы уберечь паству от еще большего блуда», закрывало глаза на этот факт и венчало мужчину с новой «женой».
При этом разыгрывались такие мелодрамы, что мексиканские и бразильские сериалы отдыхают.
Так, в 1752 г. служилого человека по имени Гуляний перевели на новое место службы. На старом месте, в остроге Железинска (ныне село на территории Казахстана), осталась его венчанная супруга по имени Ульяна и новорожденный сын. Бедная женщина ждала мужа три года. Затем она приглянулась канониру Еркину. Тот не стал терять время на ухаживания, а поступил намного проще. Он напоил женщину и потащил под венец, а подговоренный священник быстро их обвенчал.
Правда, Ульяна с новоявленным мужем не стала жить – тот оказался жутким ревнивцем и любил распускать руки. Ей пришлось сбежать от него и скитаться по Сибири. Через какое-то время она дошла до Барнаула, где обратилась к властям. После чего была отправлена к месту службы своего первого супруга.
Еще более удивительная история произошла в Томске. Некого солдата Замятина обвенчали с «девкой Валагусовой». Солдат прежде был женат, но его первая жена сбежала от него к крестьянину Нагибину. Тот прежде также был женат, но свою супругу отдал за местного кузнеца.
Вот такие страсти разыгрывались на территории столь сурового края как Сибирь.
Жду ваших комментариев, и подписывайтесь на канал.