Найти тему
Музей Моды

Йоджи Ямамото. Всё ради матери

1981 год. Парижская неделя моды. На показах дефилируют ярко накрашенные модели в пестрых агрессивно сексуальных нарядах. Вдруг перед зрителями предстают девушки в балахонах черного цвета с ассиметричным кроем и необработанными краями. На ногах грубые ботинки, на лице - ни грамма косметики. Это была модная революция. Одним из тех, кто её начал, был Йоджи Ямамото. Поговорим об отшельнике мира моды.

«Моя жизнь посвящена этой удивительной женщине. Все затевалось ради неё»

Как же сформировался новаторский стиль дизайнера? Ответ как всегда будем искать в детстве. Ямамото родился в 1943 году в самый разгар Второй мировой войны. Его отец погиб на фронте, так что мальчик рано познал горечь утраты. Страшные события в Хиросиме и Нагасаки, голод, отчаяние - вот что легло в основу его восприятия мира.

Главной фигурой в жизни дизайнера всегда была мама. Он говорил: «Моя жизнь посвящена этой удивительной женщине. Все затевалось ради неё». Будучи единственным сыном, он видел своей целью защиту матери всеми возможными способами. Эта идея легла в основу его будущих коллекций. Для Ямамото одежда - это броня, скрывающая человека от враждебного внешнего мира.

После смерти мужа Фуми Ямамото никогда не носила цветную одежду - черный стал для нее второй кожей. Это взрастило в дизайнере особое отношение к цвету. Позже он скажет:

«Черный цвет одновременно скромен и благороден. Непринужденный и удобный и, вместе с тем, таинственный. Но более всего черный — это посыл окружающим: я не беспокою вас, и вы не беспокойте меня»

Фуми сама была прекрасной портнихой. Она держала маленькое ателье, в которое приходили те немногие женщины, у которых были деньги. О них дизайнер отзывался «все они были чьими-то женами; женщинами, которые не платят за себя сами». В основном она копировала наряды из глянцевых журналов: пестрые платья силуэта new look, которые были так популярны в послевоенной Европе. Йоджи же раздражала эта рафинированная женственность.

Уже тогда он задумался, во что сам бы хотел одеть женщину. По его мнению, «обтягивающая одежда на женщине создана лишь для развлечения мужчин». Ему же хотелось её укутать, спрятать от мужских взглядов.

Первая попытка дизайнера встроиться в систему высокой моды провалилась. Эскизы, созданные модельером со специфичным вкусом, не хотел приобретать ни один бренд. Разочарованный Йоджи вернулся в Токио. Чтобы помочь сыну начать свое дело, мама Йоджи продала ателье и сама устроилась портнихой в его модный Дом.

-4

На дворе 1977-й. Йоджи представил свою первую коллекцию, и Япония встретила её на ура. До модной революции оставалось всего четыре года.

Продолжение истории - в завтрашней статье.

Материал подготовила сотрудница "Музея моды" Дана Буцык.