Москва довольно быстро заполняется новыми больными. За полмесяца количество заболевающих за день в Москве увеличилось с 600-700 до 2704 человек (2 октября), то есть в четыре раза. Ничего, к сожалению, необычного в этом нет. Мир захлестнула вторая волна пандемии, практически все страны мира либо подошли к своим весенним показателям по количеству заболевших, либо уже их превзошли и поставили печальные антирекорды. И вопрос стоит так – будет ли карантин, или нет?
Позиция московских властей ясна и четко выражена.
Сергей Собянин пытается сейчас избежать ситуации, когда в связи с распространением коронавируса город опять придется закрыть. Этого очень не хочется делать. Ведь тотальный карантин с закрытием предприятий, магазинов, школ, вузов, точек общепита, отменой фестивалей, концертов и т.д. – хоть действительно помогает сократить число контактов и снизить риск заболевания, -- но одновременно с этим он рушит экономику. А для многих людей карантин означает удар по источникам своего заработка, потерю работы и т.д.
Карантина нигде никто не хочет – ни власти, ни люди. И поэтому, хотя вторая волна коронавируса в мировом масштабе грозит стать еще сильнее первой – на масштабный каратнин перешли пока лишь в нескольких местах. Карантин ввели в Израиле. Карантин ввели в части столицы Испании Мадрида, и сейчас планируется закрыть уже весь город. В остальных странах пытаются сейчас пройти между Сциллой и Харибдой – с одной стороны, не допустить взрыва заболеваемости и смертей от коронавируса, а с другой – оставить жизнь как можно более нормальной, дать возможность людям работать и зарабатывать, не сорвать экономику во второй за год штопор.
Именно такими соображениями руководствуется Сергей Собянин. Нужно сократить число людей в общественных местах, но при этом сохранить возможность городу жить полноценной жизнью, а москвичам – возможность работать и зарабатывать. Поэтому московскими властями последовательно применяются меры, которые затрагивают большое количество людей и выводят их «из зоны распространения коронавируса», но не влияют отрицательно на самое главное – на экономику и на нормальную городскую жизнь.
Что делается сейчас в Москве?
В течение недели московская мэрия последовательно ввела четыре меры борьбы с ковидом.
Первая мера – рекомендация пожилым и хроническим больным людям оставаться дома, не выходить на улицу. С 28 сентября по 28 октября. Наказывать и штрафовать пенсионеров за появление не будут. Это именно рекомендация.
Вторая мера – продление школьных каникул на лишнюю неделю. Большинство школ в Москве уходили на недельные каникулы 5 октября. Теперь пауза составит еще на 7 дней больше – с 5 по 18 октября.
Третья объявленная Сергеем Собяниным мера – рекомендации работодателям перевести сотрудников на «удаленку». Частично она исполнена. В идеале она должна оставить дома или сильно сократить время пребывания за пределами своей квартиры еще для нескольких миллионов человек. Но рекомендации, к сожалению, тоже исполняются всегда далеко не всеми, как в Москве, так и во всем мире – и опыт первой волны это показал.
Поэтому 1 октября объявлена четвертая мера: рекомендации превратились в прямое указание всем находящимся на территории Москвы организациям (кроме медучреждений и предприятий стратегических отраслей) перевести с 5 октября не менее 30% сотрудников на «удаленку», а также перевести в дистанционный режим всех пожилых людей в возрасте старше 65 лет и хронических больных.
А для работодателей, которые не послушаются и не переведут хотя бы 30 процентов сотрудников в дистанционный режим, есть довольно разветвленная система мер воздействия, предусмотренная Кодексом об административных правонарушениях. Размеры штрафов варьируются от 10 тысяч до миллиона, но есть еще более серьезное наказание – приостановка деятельности организации на срок до 90 дней. Например, такое наказание сейчас может получить Коптевский рынок по итогам проверочного рейда. Правда, не за «удаленку», а за антисанитарию и отсутствие масок на людях.
Поможет ли это все не уйти на карантин?
Сергей Собянин выразил надежду, что этой меры – перевода предприятий на удаленку – будет достаточно, чтобы сбить рост заболеваемости, и не придется принимать более тяжелых решений. Очевидно, что московские власти надеются обойтись минимумом ограничений.
Но в случае, если число вновь поступающих больных вырастет настолько, что система здравоохранения, несмотря на свою высокую готовность ко второй волне, начнет «захлебываться», - жесткие ограничительные меры могут стать реальностью и здесь.