14 апреля 1943 года в немецком концлагере погиб старший сын Сталина Яков Джугашвили.
14 апреля 1943 года из окна барака № 3 особого лагеря «А» при концлагере Заксенхаузен выпрыгнул заключенный. Не обращая внимания на окрик часового, он бросился к проволочному заграждению.
Ток опередил пулю
Через колючую проволоку был пропущен электрический ток высокого напряжения. Заключенный бросился на нее на секунду раньше, чем прозвучал выстрел охранника.
Согласно протоколу вскрытия, пуля попала в голову в четырёх сантиметрах от правого уха и раздробила череп. Но узник в этот момент был уже мертв — его убил удар током.
Комендант лагеря Заксенхаузен Антон Кайндль пребывал в дурном настроении. В особом лагере «А» содержались военнопленные, которые, по мнению германского командования, представляли наибольшую ценность. Погибший же, возможно, был самым главным трофеем Германии на Восточном фронте. Это был старший сын Иосифа Сталина Яков Джугашвили.
«Следуйте примеру сына Сталина»
«А вы знаете кто это?», — спрашивала немецкая листовка 1941 года — Это Яков Джугашвили, старший сын Сталина, командир батареи 14-го гаубичного артил. полка, 14-ой бронетанковой дивизии, который 16 июля сдался в плен под Витебском вместе с тысячами других командиров и бойцов».
«Следуйте примеру сына Сталина, он жив, здоров и чувствует себя прекрасно», — уверяли немецкие пропагандисты.
Фотография, помещенная на листовке, демонстрировала пленного советского военнослужащего, беседующего с немецкими военными.
Для некоторых красноармейцев в тяжелый период 1941 года такие листовки действительно стали поводом для того, чтобы сдаться в плен. Однако скептиков оказалось больше. Одни считали, что фото на листовке — фальшивое, другие полагали, что сын Сталина действительно мог попасть в плен, но вот его сотрудничество с гитлеровцами точно является выдумкой.
Как бы то ни было, листовка скоро перестала работать, а новых убедительных материалов с сыном Сталина у немцев на руках не появилось.
Документы «сенсационные» и реальные
Якову Иосифовичу Джугашвили трудно было в жизни, не просто приходится и после смерти. Пять лет тому назад журналисты немецкого издания «Шпигель» выпустили сенсационный материал, утверждая, что сын Сталина действительно сдался в плен добровольно. Впоследствии, по уверению немецких репортеров, он не погиб в лагере, а дожил до конца войны, отказавшись возвращаться в СССР. Якобы сын Сталина ненавидел советский режим, был антисемитом и разделял взгляды вождей Третьего Рейха.
А где доказательства подобного, спросите вы? «В распоряжении журналистов "Шпигеля" оказалось секретное досье Якова Джугашвили на 389 страницах, обнаруженное в Подольске», — утверждали авторы сенсационного материала. Судя по тому, что в последующие годы никаких подтверждений предъявлено не было, никто, кроме немецких журналистов, «секретного досье» в глаза не видел.
Между тем, все архивные материалы, связанные с судьбой Якова Джугашвили, давно рассекречены. В 2007 году Федеральная служба безопасности РФ устами начальника Управления регистрации и архивных фондов ФСБ Василия Христофорова заявила: «По нашим архивным документам Яков Джугашвили действительно находился в плену, чему есть многочисленные свидетельства... Сын Сталина вел себя там достойно».
Сложные отношения
Первенец революционера Иосифа Джугашвили и его супруги Екатерины Сванидзе родился в грузинском селе Бадзи 18 марта 1907 года. Мальчику было всего полгода, когда мать умерла от туберкулёза. Иосиф, безумно любивший свою Като, на похоронах бросился в могилу вслед за гробом. Для будущего вождя смерть жены оказалась сильнейшим потрясением.
Однако революционная деятельность, сопряжённая с арестами и ссылками, заниматься воспитанием сына не позволяла. Яков Джугашвили вырос среди родственников матери.
Воспитанием Якова отец получил возможность заниматься только в 1921 году, в Москве, когда мальчику было уже 14 лет.
Характером сын пошёл в отца, однако взаимопонимания они найти не могли. Выросший фактически без отца Яков, вошедший в пору юношеского максимализма, своим поведением нередко раздражал загруженного государственными делами отца.
По-настоящему серьёзный конфликт между отцом и сыном произошёл в 1925 году, когда выпускник электротехнической школы Яков Джугашвили заявил о желании жениться на 16-летней Зое Гуниной.
Сталин ранний брак сына категорически не одобрил, и тогда вспыльчивый юноша попытался застрелиться. По счастью, Яков остался в живых, но уважение отца потерял окончательно. Сталин велел передать сыну, что он «хулиган и шантажист», при этом, правда, разрешив ему жить так, как он сам считает нужным.
«Иди, воюй!»
Если сам Сталин к старшему сыну большой привязанности не выказывал, то его дети от второго брака, Василий и Светлана, тянулись к брату. Светлана к Якову испытывала привязанность даже большую, чем к Василию.
Первый брак Якова Джугашвили довольно быстро распался, а в 1936 году он женился на балерине Юлии Мельцер. В феврале 1938 года у Юлии и Якова родилась дочь, которую назвали Галиной.
Свое призвание сын Сталина искал долго, не раз менял работу, а уже почти в 30-летнем возрасте поступил в Артиллерийскую академию РККА.
В июне 1941 года для Якова Джугашвили не существовало вопроса о том, что он должен делать. Офицер-артиллерист отправился на фронт. Прощание с отцом, насколько можно судить из тех свидетельств, которые известны сегодня, получилось достаточно сухим. Сталин коротко бросил Якову: «Иди, воюй!».
Война для старшего лейтенанта Якова Джугашвили, командира 6-й артиллерийской батареи 14-го гаубичного полка 14-й танковой дивизии, получилась скоротечной. На фронте он находился с 24 июня и 7 июля отличился в бою под белорусским городом Сенно.
Но уже спустя несколько дней части 20-й армии, в состав которой входила 14-я танковая дивизия, попали в окружение. 16 июля 1941 года при попытке выхода из окружения в районе города Лиозно старший лейтенант Джугашвили пропал без вести.
Поиски Якова продолжались более недели, однако результата не принесли.
Предателем не стал
Точные сведение о судьбе сына Сталина стали доступны советской стороне лишь в конце войны, когда среди захваченных немецких документов были найдены и протоколы допроса старшего лейтенанта Якова Джугашвили.
Попавший в плен 16 июля в районе Лясново, Яков держался достойно. Он выражал разочарование неудачами Красной Армии, однако не сомневался в справедливости дела, за которое воевал.
Гитлеровцы, поначалу рассчитывавшие склонить Якова Иосифовича к сотрудничеству, были озадачены. Сын оказался таким же твердым орешком, как и отец. Когда уговоры не помогли, на него попытались нажать, применяя методы устрашения. Это тоже не сработало.
После мытарств по лагерям Яков Джугашвили наконец оказался в Заксенхаузене, куда его перевели в марте 1943 года. Согласно показаниям охранников и администрации лагеря, он был замкнут, ни с кем не общался и к немцам относился даже с некоторым презрением.
Все говорит о том, что его бросок на проволоку был сознательным шагом, формой самоубийства. Почему Яков пошел на это? На допросе у немцев он признавался, что ему стыдно перед отцом за плен.
Старший лейтенант Джугашвили держался достойно, но каких моральных и физических сил стоила ему такая твердость. Возможно, он понимал, что выбраться из плена живым шансов немного, и в какой-то момент решил закончить все разом.
Коменданта Заксенхаузена сгноили в советских лагерях
Сам Сталин о судьбе старшего сына в годы войны говорил редко. Георгий Жуков в своих мемуарах писал, что однажды во время войны позволил себе спросить Сталина о судьбе Якова. Вождь сгорбился и ответил, что Якова держат в лагере изолированно от других и живым, скорее всего, не выпустят. Дочь Сталина Светлана Аллилуева упоминала о том, что советский лидер получал предложение об обмене сына на немецкого фельдмаршалаФридриха Паулюса, на что тот ответил отказом.
Плен Якова Джугашвили напрямую сказался на судьбе его супруги, Юлии Мельцер, которая была арестована и провела в тюрьме полтора года. Впрочем, когда стало ясно, что Яков с гитлеровцами не сотрудничает, жена Якова была освобождена.
По воспоминаниям дочери Якова, Галины Джугашвили, после освобождения матери Сталин до самой смерти опекал их, с особой нежностью относясь к внучке. Вождь считал, что Галя очень похожа на Якова.
После проведения расследования ЧП в лагере по приказу администрации Заксенхаузена тело Якова Джугашвили было кремировано, а урна с прахом отправлена в Берлин, где её следы теряются.
Антон Кайндль был главным обвиняемым на процессе над руководителями концлагеря Заксенхаузен, который состоялся в советской оккупационной зоне в 1947 году. Приговоренный к пожизненному заключению, Кандль умер в августе 1948 года в лагере под Воркутой.
27 октября 1977 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за стойкость в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, мужественное поведение в плену старший лейтенант Джугашвили Яков Иосифович посмертно был награждён орденом Отечественной войны I степени.
«Пил и говорил всем, что сын вождя». Как жил и умер в Казани Василий Сталин
30 ноября 2017
Тело младшего сына Сталина (старший Яков погиб в немецком плену – Прим. авт.) 15 лет покоится на Троекуровском кладбище в Москве. Однако в Казани на Арском кладбище до сих пор стоит памятник из чёрного мрамора с надписью «Василий Иосифович Джугашвили». Могильного холмика в ограде нет, но она всегда тщательно убрана, украшена цветами. За оградой и памятником ухаживает закреплённый сотрудник кладбища. Не безвозмездно, объясняют работники. Эти услуги оплачивают родственники из Москвы.
Историю последнего года жизни сына вождя рассказывает «АиФ-Казань».
Сталинский дом
«Вскрыли могилу очень быстро, - вспоминает события 15-летней давности один из работников кладбища. – Поставили забор, извлекли тело, потом увезли... Журналистов было больше, чем родственников».
«Мой друг жил с Василием в одном доме на улице Гагарина, - добавляет другой сотрудник некрополя. – Говорил, что сын Сталина очень увлекался алкоголем. Настолько, что не мог иногда сам дойти до квартиры – помогали дворник, соседи. При этом отзывались о нём хорошо. Мол, он был самый человечный из всей сталинской семьи».
Василий Сталин прибыл в Казань в апреле 1961 года в сопровождении офицеров КГБ. После восьми лет тюрьмы его сослали в закрытый для иностранцев город, каким была тогда Казань. После смерти Сталина Василий, в то время в звании генерал-лейтенанта авиации, командовавший до 1952 года военно-воздушными силами Московского округа, был арестован за антисоветскую агитацию и пропаганду, а также злоупотребление служебным положением.
«Антисоветская агитация и пропаганда – это обвинения руководства страны, в том числе Хрущёва в смерти Сталина, - объясняет историк Алексей Литвин, изучивший в 1990-е годы дело Василия Джугашвили в архивах КГБ Татарии. – Сын Сталина считал, что его отца отравили. Комментировать это сложно, потому что дело о болезни Сталина не опубликовано полностью до сих пор. В 90-е годы с Василия Джугашвили сняли все политические обвинения, он был амнистирован. Но обвинения в превышении служебных полномочий, растрате денег остались».
С тросточкой, в синих очках
Жительнице Казани Людмиле Кутузовой было 12 лет, когда она случайно встретилась с Василием Сталиным. Её отец работал фотографом в газете, которую издавал строительный трест. У него была фотолаборатория в подвале одного из домов на улице Гагарина. После школы Люся часто приходила к отцу, помогала ему промывать фотографии, глянцевать их.
«Однажды к отцу пришёл молодой мужчина – худощавый, рыжеватый, в штатской одежде, с тросточкой, - вспоминает женщина. - Запомнились его синие очки в тонкой оправе, в Казани я такие не видела - может быть, это было модно или у него были проблемы со зрением... Позже я часто слышала, что сын Сталина увлекался спиртным, но на пьющего человека он в тот момент не был похож.
Отец смотрел на него с удивлением – видимо, тоже видел в первый раз. Незнакомец принёс какие-то плёнки: то ли хотел переснять фото, то ли сам решил заняться фотографией и ему посоветовали обратиться к отцу. О чём они говорили, я не узнала. Поняв, кто именно к нему пришёл, отец быстро выпроводил меня домой. Все знали, что Василий Сталин всё время был под наблюдением. Наверное, поэтому отец никогда не говорил в семье о нём.
Но после того, как он пришёл в фотолабораторию, они стали общаться. Папа ходил к Василию домой – в «сталинский» дом на Гагарина, 105, как называли его все жители. Был знаком с женой сына Сталина. Её девочки, которых Василий удочерил, учились в нашей школе (№99 – Прим. авт.), тоже на улице Гагарина.
Его жена (медсестра Мария Шеваргина ухаживала за Василием Сталиным в госпитале, где он лечился после того, как вышел из тюрьмы – Прим. авт.), приходила в школу за дочерями. Видная женщина с необычного цвета глазами – зелёно-синими. Такие же глаза были у одной из дочерей».
«Из 11 томов дела Василия Джугашвили были читаемы только три, - рассказывает Алексей Литвин. - В остальных восьми были данные «прослушки». В его однокомнатной квартире она была везде, даже в туалете».
Известно, что в Казани Василий встретил своего сослуживца Анвара Каримова. Во время войны он служил в дивизии, которой командовал Василий. Джугашвили и Каримов жили в одном доме. На допросе в КГБ Каримов рассказывал, что они вспоминали, как вместе служили, что Василий кричал, что его зря посадили, что он ни в чём не виноват, он просто сомневается, своей ли смертью умер его отец.
«Какой образ жизни вёл сын Сталина в Казани? Гулял, выпивал, говорил всем, что он - сын вождя. Пользовался огромным авторитетом у грузин на рынках, которые всегда готовы были оказать ему всякое содействие, гордились им, - продолжает Алексей Львович. - Более того, ходила легенда, что когда его похоронили, в Казань прибыла команда из 10 кавказцев, которые хотели перезахоронить его в Грузии...
Не берусь судить о том, как воевал Василий Сталин, в каких боевых действиях участвовал. Для меня, мальчишки военных лет, абсолютно все участники войны, сражавшиеся за СССР, – герои. На мой взгляд, он не был выдающимся человеком, только представителем золотой молодежи».
В Казани ему предложили сменить фамилию «Сталин» на «Джугашвили» или «Аллилуев», как сделала его сестра. Он долго отказывался (в конце концов согласился, так как ему пообещали дать квартиру побольше – прим. авт). Говорил: «Я родился и умру Сталиным». Хотя сам отец ему в своё время внушал, что Сталин в стране один, это он сам. Василий держался за эту фамилию, потому что по этой фамилии его знали. Без неё он был бы обычным человеком, не известный никакими делами. Его знали только как сына Сталина, о котором одни помнили плохое, другие – хорошее».
400 рублей – на похороны
В день похорон Василия Джугашвили Алексей Литвин вёл урок в школе №99. Увидел в окно, что к «сталинскому» дому подъезжает катафалк, выскочил на улицу вместе со своим 10-м классом, за что получил потом нагоняй от директрисы за срыв урока. Но учитель и ученики опоздали – катафалк уже ушёл.
«По данным КГБ, на похороны Сталина пришли около 300 человек – в основном жители окрестных домов. «Из родных были его настоящие дети: сын Александр Бурдонский, позже ставший режиссёром Центрального академического театра Российской армии и дочь Надежда, позже вышедшая замуж за сына писателя Александра Фадеева, но всю жизнь носившая фамилию «Сталина».
Похороны прошли за счёт КГБ Татарии – на них потратили чуть больше 400 рублей. А памятник поставили родственники, в том числе и одна из его первых жён – дочь маршала Тимошенко. Позже на нём появилась надпись «от Джугашвили».
Для выяснения причин смерти Василия Джугашвили создали медицинскую комиссию во главе с директором ГИДУВа Хамзой Ахунзяновым. Накануне в гостях у семьи Джугашвили побывал майор Сергей Кахишвили, преподаватель Ульяновского танкового училища. Комиссия проверила все бутылки со спиртным, которые привёз ему гость. Никакого яда в них не нашли, и Кахишвили, который после смерти Василия был арестован, выпустили. «Острая сердечная недостаточность, развившаяся в результате резко выраженного атеросклероза на фоне алкогольной интоксикации», - такую причину смерти сына Сталина установила комиссия.
Несколько лет назад представители КПРФ предложили установить мемориальную доску на доме, где жил в Казани Василий Джугашвили. Эту идею не поддержали. Тем не менее мифы и легенды о сыне Сталина ходят до сих пор. Алексей Литвин объясняет это чувствами страха, лести, идеей о «сильной руке», которая жёстко расправится с чиновниками-коррупционерами, жуликами. Такие ассоциации вызывает у многих, особенно старшего поколения, имя «вождя народов», а также всё, связанное с его семьёй. «Хотя и в сталинские времена было полно жуликов, судов над ними – просто о них не говорили – расстреливали, и всё», - говорит Алексей Литвин.