Найти тему
Сергей Макаров

Когда доброты бывает слишком много или как я научился отказывать людям

Психологическая особенность многих людей заключается в том, что дать согласие на что-либо неудобное им намного проще, чем отказать и выбрать себя. С детства нас учили спешить на помощь нуждающимся, быть послушными (удобными) и вежливыми. До недавних пор я тоже руководствовался прошивками из детства и, откровенно сказать, немало от этого страдал. Из чувства долга менял свои планы в угоду другим, жертвовал своим временем и деньгами. Отдачи чаще всего не было, нуждающиеся принимали помощь как должное. Потому, помогая, я чувствовал, будто меня выжимают и, как тряпку, бросают в ведро с грязной водой. Последней каплей моей альтруистической деятельности стала история с другом детства Колей.

Николай приехал жить в Москву в надежде построить здесь карьеру и жениться на коренной москвичке с квартирой. План жизни был четкий, не лишенный цинизма и амбиций. Право, сам Коля никогда бы не помер от скромности. Ему была присуща другая черта характера, та, которую мы называем вторым счастьем.

Зная, что я давно живу и работаю в столице, по приезду Коля сразу позвонил мне и предложил встретиться, посидеть, как старые добрые приятели. Я с воодушевлением согласился. Но, уже на 20-й минуте нашей беседы понял, что Колей руководит отнюдь не ностальгия по старым добрым временам, а откровенная меркантильность. Он задавал вопросы о том, как я нашел работу, где проживаю, как прописался в квартире и где в Москве можно познакомиться с коренными столичными дамами. Я отвечал лишь на те вопросы, которые не вызывали у меня дискомфорта и анализировал. С одной стороны, было очевидно, что я являюсь потенциально полезным для него человеком. А с другой стороны, его можно было понять: в Москве сложно обустроиться, не имея ни знакомых, ни полезной информации.

Через неделю Николай позвонил и попросил у меня в долг денег. Говорил, что ему дико неудобно, но очень скоро он все вернет, поскольку нашел перспективную работу с хорошей зарплатой. Я поинтересовался, что это за работа, но внятного ответа не услышал. Подумав, я все-таки решился дать в долг, но сумму, меньшую, чем хотел Коля. Затем он попросил познакомить меня с девушкой, которую нашел в числе моих друзей в соцсетях. Он вычислил, что она москвичка и на данный момент не состоит в отношениях. Зная характер, высокие моральные и интеллектуальные качества своей приятельницы, я был уверен, что она моментально раскусит Николая и его истинные намерения. Но из интереса пообещал, что познакомлю их. На мое удивление, знакомой Николай понравился. Он вел себя учтиво, не говорил лишнего, проявлял внимание и такт. Это был совсем другой человек и совсем другая ипостась. Вскоре у них завязался роман. Я не мешал их отношениям, взрослые люди разберутся сами.

Далее следовала череда незначительных, зато многочисленных просьб со стороны приятеля, которые я, в силу их простоты, исполнял. Однако даже не чувствуя напряжения в этом, я где-то в глубине ощущал неприятный осадок от того, что мною пользуются. Что касается обратной связи, Николай всегда находил тысячу и одну уважительную отговорку, хотя я просил его о чем-то крайне редко. При этом, съезжать он умел очень красиво и обижаться на него было сложно.

Вы спрашиваете, что стало последней каплей? Я прогуливался по парку в свой выходной день и вдруг на лавке за сотню метров от себя увидел Николая. Он был не один. Компанию ему составляла молодая особа, общение с которой невозможно было трактовать двузначно. Парочка щебетала, он гладил ее по коленке и обнимал за плечо. Моему гневу не было предела. Я незаметно сделал пару снимков, а затем подошел к Николаю и его спутнице. Поздоровался. На лице Коли образовалась гримаса загнанного в угол зверька. Но очень быстро он собрался:

– Братан, Аньке не говори. Сам понимаешь, каждый ищет свое место под Солнцем, каждому хочется жить красиво, так же?

– На этот раз нет, - ответил я, - всякие одолжения имеют свой лимит. А место под Солнцем можно искать и без подлости.

Николай долго уговаривал меня, предлагал заплатить за мое молчание, обещал даже отдать старый долг, который уже который месяц висел мертвым грузом (на работу Коля так и не устроился). Но на этот раз я не колебался ни секунды и не одна его уловка не сработала. В этот же день я рассказал все своей приятельнице, показал фотографии, и Николай пулей вылетел из ее шикарной квартиры.

Не знаю, что теперь с Колей, я удалил его из друзей и оборвал все контакты. Но, думаю, он не пропадет, если снова найдет объект для паразитирования. Мне это уже не интересно. Я знаю одно: таких людей, как Коля, надо от себя гнать. Отказывать резко и без объяснений, не бояться реакции обиды. Окружение периодически должно проходить подобную чистку, поскольку оно тоже определяет уровень вашего внешнего и внутреннего комфорта.