Как далеко могут зайти Армения и Азербайджан в своей войне за Нагорный Карабах? Тут надо учитывать множество факторов – от геополитики до личных отношений внутри правящих элит в Баку и в Ереване.
Нынешним армянским руководителям трудно сдать назад без потери лица перед своей элитой - после всех их заявлений о том, что Нагорных Карабах является армянской землей. Тем более, что в последние недели были сделаны особенно жесткие заявления.
В частности, премьер Пашинян сообщил, что в правительственной повестке есть такой вариант - признание независимости Карабаха, и есть также вариант подписания договора между Арменией и Карабахом о сотрудничестве в сфере безопасности и обороны. Есть и еще один план - не менее радикальный. Другая группировка в армянской элите предлагает включить Карабах в состав Армении.
А президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву трудно идти на какие-то компромиссы хотя бы потому, что он – сын Гейдара Алиева, многолетнего руководителя республики.
Алиев-отец начал править в Азербайджане еще в 1969 году - и одновременно он стал одним из главных руководителей всего Советского Союза, членом политбюро ЦК КПСС. В юности, правда, Гейдар мечтал о другом: он увлекался театром и даже сыграл роль Гамлета.
Можно сказать, что Алиев и позже сохранил любовь к искусству – по крайней мере к его сатирическому направлению. Как рассказывали, Алиев очень любил смотреть сатирический киножурнал “Фитиль”, и по фактам тут же требовал разобраться в три дня. Возможности разобраться были: много лет Алиев занимал руководящие посты в КГБ.
Гейдар Алиев запомнился многим еще и смелыми выступлениями, которые шли вразрез с общепринятой советской практикой. Он привлек к себе внимание статьей в “Литературной газете”, в которой резко обрушился на процветающую в советской элите семейственность.
Алиев критиковал систему, при которой дети высокопоставленных руководители шли по стопам своих отцов, и им были открыты все двери. Но затем сам Алиев поступил точно так же – и уже после крушения СССР передал власть в Азербайджане своему сыну Ильхаму.
Итак Гейдар возвел сына на престол – но он же создал для него серьезную проблему, и она связана как раз с Нагорным Карабахом. Противники клана Алиев утверждают, что Гейдар слишком мягко относился к армянским руководителям и был склонен идти на уступки в вопросе о Карабахе.
Похожие заявление звучат и в Турции – например, бывший пресс-секретарь посольства Турции в Азербайджане Тургут Эр выступил с утверждениями, что Гейдар Алиев сдал армянам шесть районов. Власти Азербайджана обвинили Эра в клевете и в антиазербайджанской деятельности. И вот в этих условиях Ильхаму Алиеву особенно трудно отойти от крайне жеской позиции по Карабаху – из опасений, что в Баку начнут говорить: “Чего же еще ожидать от сына человека, который делал уступки Армении”.
В общем, в нынешней войне за Карабах действует масса факторов – и в итоге они определяют беспрецедентно жесткую позицию и Армении, и Азербайджана - и Турции.
В Баку звучат заявления из серии “война до победного конца” – а Турция обещает помогать достижению этой цели любыми способами. Вот одно из характерных заявлений представителей турецкого руководства: “Мы сделаем все, чтобы помочь братскому Азербайджана, и в конце концов он победит в своей борьбе”.
Бросается также в глаза, что в отличие от прошлых лет отношения между Баку и Москвой заметно охладели, и Азербайджан еще больше сместился в сторону Турции. А после того, как сейчас начались бои, турецкие лидеры стали делать вообще беспрецедентные заявления – что они готовы помогать Азербайджану в его войне с Армении всеми способами, включая военные.