Дорогие читатели, рада видеть вас на моем канале!
Сегодня хочу рассказать вам о выставке в музее "Гараж" и провести маленькую онлайн-экскурсию, чтобы вы понимали, стоит ли туда идти, и что вас может там заинтересовать.
Но для начала - о названии: почему именно "Красивая ночь всех людей"?
Расшифровка довольно интересная: это отсылка к одноименному произведению российского математика Романа Михайлова, написанному на кодовом языке RN (Red Night). Книжка из разряда "ничего не понял, но очень интересно", поскольку она представляет собой несколько десятков тетрадных листов, исписанных вот таким вот орнаментом. Это я вам сейчас по сути цитату привела:
Так почему выставка названа в честь этой странной книги? Кураторы говорят, что все эти кружочки и завитки очень похожи на процесс подготовки выставки. Ну а на реализацию новой Триеннале вдохновила книга британского социолога Джона Ло "После метода: беспорядок и социальная наука".
Так что лейтмотив - бессистемность, отсутствие какой-либо классификации или методологии.
По сути это означает, что, приходя на выставку, вы просто хотите молча сползти по первой попавшейся стенке, потому что ничего не понимаете. Не пугайтесь: это нормальное чувство.
Хотя кураторы и утверждали, что в рамках этой триеннале "отказались от фигуры эксперта", при первом же беглом взгляде на этикетки под экспонатами создается впечатление, что кроме эксперта тут никто не разберется. Философия, социология, психология, физика, механика, математика - каждый экспонат обладает довольно внушительной интеллектуальной нагрузкой, несмотря на видимую весёлость. Впрочем, даже если не читать этикетки, некоторые экспонаты понимаешь интуитивно
Выставка задумывалась, как дружественный проект: художники-участники Триеннале 2017 года выбирали участников Триенале 2020 (всего более двухсот художников со всех концов России). Так что экспозиция выставки, занимающая два этажа (весьма внушительные объемы, если вы видели "Гараж"), фактически представляет собой целую страну с "Архипелагами дружбы", "Мысами Наставничества" и другими географическими точками на несуществующей карте.
На первый взгляд создаётся ощущение, что это страна эта не для всех, а лишь для особо подготовленных путешественников (читай - художников, искусствоведов и кураторов), которые владеют материалом, разбираются, кто есть кто, не теряются в понятиях и терминах.
Продираться сквозь джунгли современного искусства порой довольно тяжело, но если у вас вдруг найдётся мачете и немного терпения - будет весьма интересно.
Триеннале - это по сути проект, призванный показать мультикультурность, разноплановость взглядов на искусство в пределах одной страны.
Любопытно, что помимо российских художников, на выставку затесался японский мастер Икуру Куваджима, чья "Тропа" прекрасно вписалась в тему путешествия по нашей необъятной.
Вообще Триеннале - это сплошной интерактив. Много экранов, наушников, где можно услышать начитки художников/атмосферные звуки. Есть мини-кинозалы, спрятанные за шторками, где показывают короткометражки к выставке и рассказы художников о своих работах.
А посреди главного выставочного зала стоит НАСТОЯЩИЙ АВТОБУС, который распилили, чтобы внести в музей, а затем вновь собрали. Это проект Юрия Васильева, который несколько лет записывал звуки и разговоры людей в калининградском автобусе. Теперь их можно посмотреть и послушать на большом экране, расположившемся на месте водительского кресла.
Как я уже говорила, тут есть место не только философии, психологии, социологии, но и точным наукам.
Целый зал отведен работам ::vtol:: - это псевдоним художника Дмитрия Морозова, чье искусство посвящено технологиям, робототехнике. На этот раз зрители сталкиваются с роботизированными аппаратами для дробления и исследования осколков метеоритов, каждый из которых издаёт свои звуки и демонстрирует на маленьких экранах какие-то определенные показатели, а все стены увешаны объяснениями и схемами, как же это должно работать. В этом "зале для гиков" нас было трое: я и двое смотрителей. Но это определенно стоит внимания
А пока я зависала над практически космической техникой, внимание остальных посетителей было приковано к вот этим маскам. Работа художницы Кристины Горлановой, ставшей директором Уральского филиала ГМИИ им. Пушкина.
Есть на выставке и целая теплица с растениями и семенами. Экоарт приобрел новую форму, и, скажу честно, находясь в теплице внутри помещения, чувствуешь себя немного странно.
Отдельное место на первом этаже посвящено масштабной инсталляции Андрея Кузькина "Молящиеся и герои".
Это то самое хлебное искусство, о котором я рассказывала ранее. Панель практически до потолка, чем-то напоминающая советскую девятиэтажку, наполнена жильцами - человечками из хлеба, сложившими ладони в молитве. Когда стоишь вплотную и смотришь снизу вверх - создается впечатление, как будто мир вдруг уменьшился, а ты - увеличился и смотришь на настоящий дом со всеми его жильцами, беззащитными, хрупкими - только махни рукой.
Выставка в "Гараже" продлится до 17 января, так что впереди еще много времени, чтобы познакомиться с российским современным искусством самостоятельно. Взрослый билет обойдется вам в 500 рублей, студенческий - в 250, а школьный - в 150 рублей. Имейте в виду, что сейчас из-за коронавируса покупать билеты нужно заранее: музей работает по сеансам.
Спасибо, что дочитали! Надеюсь, вам понравилась мини-экскурсия по выставке. Если да - не забудьте поставить лайк, чтобы я понимала, какие посты писать для вас в дальнейшем ;)
И обязательно подписывайтесь на канал, если еще этого не сделали: впереди новые выпуски "Очень странного искусства".