Как так получилось, что улицы расположились настолько далеко и неудобно друг от друга? Почему одна Дмитровка Большая, а другая - Малая? И правда ли, что после реконструкции они визуально будто поменялись местами? А также - что помешало спрямить дорогу и сделать широкую и удобную магистраль? Об этом и не только расскажу сегодня.
Большая Дмитровка
Если посмотреть карту центра Москвы, то внимание привлекает расположение двух улиц - Большой Дмитровки и Малой. Они выглядят разорванными, хотя по логике должны бы являться продолжением друг друга. Бульварное кольцо грубо разделило две дороги таким образом, что попасть с одной на другую можно лишь окольными путями. Как так получилось, мы сегодня попытаемся разобраться.
Но для начала чуть-чуть расскажу об истории двух улиц. Первой в нашем списке будет Большая Дмитровка. На протяжении столетий она была частью дороги, по которой ездили в ныне подмосковный город Дмитров. Начало улицы, у Охотного ряда, выглядит словно неприметный переулок. Когда здесь был огромный рынок с многочисленными прилавками, то Большая Дмитровка и вовсе начиналась в гуще самого торга. В наше время улица упирается в гостиницу #москва .
#история Большой Дмитровки начинается в 14 веке. Именно тогда она стала оживлённой дорогой. Двумя столетиями позже здесь возникли слободы. Самой известной и крупной была Дмитровская. В ней жили выходцы из вышеупомянутого подмосковного города. Она состояла в основном из придворных чинов. После ликвидации московских слобод в 18 веке территорию улицы оккупировали знаменитые представители дворянской знати: Черкасские, Салтыковы, Долгорукие и др.
Улица-пожар
Прославилась Большая Дмитровка, в первую очередь, огромным количеством театров, которые здесь находились на протяжении истории. Некоторые сохранились до сих пор. Например, театр Оперетты, а также Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. Кроме того, совсем рядом расположились Большой, Малый и РАМТ.
Но не только спектакли привлекали внимание публики. Самым популярным и доступным представлением для горожан были пожары в театральных зданиях. Случались они почему-то с завидной регулярностью. Началось всё ещё в 1805 году, когда рядом сгорел Петровский театр (предшественник Большого). В 1841 заполыхал Малый. Да так сильно, что восстанавливали его на протяжении семи лет.
Непосредственно до Большой Дмитровки огонь добрался в 1898 году. Тогда случился пожар в театре Солодовникова. Он находился в том же здании, где сейчас театр Оперетты. Уже через 9 лет произошло новое возгорание. Да такое сильное, что от сооружения по сути не осталось ничего. Как выяснилось позже, причина была в том, что владелец театра, купец Солодовников, уж очень хотел сэкономить во время строительства. В том числе и на противопожарной безопасности.
Здесь всё немножечко похуже
На Малой Дмитровке столь захватывающих событий не происходило. Здесь только разочек в 1910 году под ассенизатором провалилась мостовая. В яму упала лошадь и бочка с ароматным содержимым. Улица, в отличие от своей соседки, не могла похвастаться множеством театральных заведений. Здесь появилось только одно - "Ленком", - который расположился в уже в годы #ссср в здании Купеческого клуба 1909 года постройки.
Вообще, Малая Дмитровка оправдывает своё название. Оно возникло, потому что здесь организовали Малую Дмитровскую слободу. Всё на улице было чуть меньше, чуть хуже и чуть проще, чем на Большой Дмитровке. Всё потому, что жители этих мест хоть и были состоятельными, но не настолько, чтобы отстраивать особняки, как на Большой Дмитровке. Поэтому #архитектура на Малой была не столь изысканной.
Зато именно на этой улице какое-то время проживал А.П. Чехов. Здание под номером 29с4 на два года стало домом для писателя. Кроме того, он иногда останавливался в домах №11 и 12. Возможно это сыграло свою роль в том, что в 1944 году Малую Дмитровку переименовали в улицу Чехова. Большая Дмитровка сменила имя несколько раньше, в 1937. И тоже стала называться в честь великого русского писателя - Пушкинской. Обе улицы переименовали именно в эти годы, потому что тогда были круглые даты с момента смерти писателей.
Со временем, Большая Дмитровка превратилась в пешеходную улицу с одной полосой движения. Теперь здесь нет ни одного маршрута общественного транспорта. Хотя в своё время ходили и трамваи, и троллейбусы. В отличие от своей соседки, Малая Дмитровка смогла сохранить проезжую часть и автобусный маршрут. Таким образом, именно Малая Дмитровка сейчас более оживлённая в транспортном плане.
Ошибки, которые уже не исправить
Так почему же Малая Дмитровка не является прямым продолжением Большой? Причина отчасти в соседней Тверской улице. Уж очень близко к ней находилась Дмитровка. Поэтому, когда в 16 веке возводили стены Белого города (на месте современного Бульварного кольца), то посчитали неправильным устанавливать ещё одни ворота настолько рядом к тем, что будут на Тверской. Во-первых, это было дорого; во-вторых, два близко расположенных въезда в город ослабили бы обороноспособность сооружения.
Когда в конце 18 века стены Белого города разобрали, то пришли в недоумение. Малая Дмитровка оказалась более чем в 200 метрах от Большой и упиралась в ограду Страстного монастыря. Как вы понимаете, спрямить улицу не представлялось возможным. Конечно, мешал храм. Но и застройка Малой Дмитровки к тому моменту уже сложилась. Там проживали уважаемые люди. Отчуждать у них владения, чтобы потом снести, власти города побоялись.
Когда в 1937 году Страстной монастырь разрушили, то удалось организовать проезд с Малой Дмитровки через Бульварное кольцо. Однако проще от этого не стало. Ещё в начале 1930-х об этой проблеме задумались архитекторы. Предполагалось, что скоро вместо двух улиц появится одна широкая 32-метровая магистраль. С огромным парком и монументальной застройкой.
Идея даже нашла отражение в Генплане Москвы 1935 года. Правда уже без парка. Новую улицу хотели проложить на месте квартала, который был застроен домами, не имевшими особой исторической ценности. В Малую Дмитровку участок вливался бы в районе Успенского переулка. Но в итоге идеи так и остались на бумаге. Смогли построить лишь две школы, которые расположились в глубине квартала Малой Дмитровки. Они должны были стать украшением новой улицы. Но не вышло.
Сейчас спрямить улицу невозможно по той же причине: нежелание сносить целый квартал. Так что пока, милости просим, мучительно добираться пешком с Большой Дмитровки на Малую через несколько светофоров, или же вертясь туда-сюда на автомобиле. Для тех, кто не привык так усложнять жизнь, рядом есть Тверская улица.
На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории Москвы. Удачи!