Найти тему

Формирование сенсорных эталонов – основа успешного интеллектуального развития ребенка-дошкольника

Оглавление
Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

В настоящий момент никто из родителей не сомневается, что умственное развитие ребенка очень важно. Не случайно видовое наименование человека «homo sapiens, sapiens», то есть «человек разумный». Разумный! Человек разумен, если он нравствен, способен обуздать свой трудный характер, агрессивные эмоции, прийти к правильному поведению и нормально адаптироваться.

Принято полагать, что высоким интеллектом обладает каждый четвертый, средняя норма его - у двух из четырех, нижняя граница, т. е. то, что еще можно оценивать как более или менее удовлетворительное, примерно у каждого шестого, и неудовлетворительный уровень интеллекта - у каждого десятого (7% детей по уровню интеллекта между нижней границей нормы и умственной отсталостью и 3% - умственно отсталые).

Умственные способности во многом предопределят выбор жизненного пути. Чем выше мыслительные способности ребёнка, тем больше выбора у него будет в будущем. На самых ранних этапах формирования важна тесная связь интеллекта и речи ребенка, которая формирует условия для социализации малыша. Уровень интеллекта ребенка – фундамент его уверенности в себе, возможность получать от жизни больше, видеть мир ярче и шире. Острый ум способствует также развитию воображения, а это – творческое развитие малыша, креативность.

Как развить интеллект у ребенка?

Методики развития мышления, способы развития интеллекта есть разные. Они учитывают особенности развития интеллекта детей и включают в себя несколько направлений, в том числе развитие логического мышления, но в первую очередь – условия и возможности улучшить память ребенка. Но в первую очередь, родители маленьких детей должны позаботиться о развитии сенсорных эталонов.

Сенсорные эталоны – это понятие, за которым стоит накопление разнообразных зрительных, слуховых, осязательных впечатлений, формирование элементарных представлений об основных разновидностях величины (большой - маленький), формы (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник), цвета (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый, чёрный, белый). В результате усвоения этих знаний ребенок учится умению выделять разнообразные свойства предметов, ориентируясь на цвет, форму, величину, звуки, фактуру и т. п.

Чтобы познать предмет со всех сторон, ребенок использует зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. Только благодаря жизненному опыту, наши дети познают и обогащают представления о мире. Приобрести этот опыт ребенку проще всего в игре.

Игры для сенсорного развития:

– Величина: «Веселые матрешки», «Грибочки по местам», «Рыбалка», «Цветная страна» – ковер, «Три медведя», «Дюймовочка и Гулливер» и т. п. Эти игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине.

– Форма: «Найди и назови», «Круглый, квадратный, овальный», «Волшебные кубики» и т. п. В этих играх дети учатся различать, группировать предметы по форме.

– Цвет: «Чудо сундучок», «Кто, кто здесь живет» – разноцветные сумочки, «Бусы для матрёшки», «Найди, чей домик», «Городок дорожного движения», «Цветная цепочка», «Грибочки по местам» и т.д. Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету.

Игры с предметами: «Сложи матрёшку», «Сложи пирамидку», «Построй башенку» и т. п. Действуя с предметами, ребенок познает их качества и свойства, знакомится с формой, величиной, цветом, пространственными соотношениями. Перед ребенком всегда ставится умственная задача. Он старается добиться результата – собрать башенку, собрать бусы и т. д. Цель этих игр – способствовать закреплению качества предметов (величина, форма, цвет).

В практической деятельности и в игре малыш познает свойства предметов (цвет, форма, величина, фактура, масса, положение в пространстве, строение и его части). Дети активно интересуются окружающим их миром, задают вопросы, из рассказов взрослых узнают новое о явлениях, которые им непосредственно не воспринимается. Например, если ребенок подбирает предметы или группирует флажки, или сортирует картинки по цвету и признаку. Это значит, что цвет воспринимается на уровне отвлечения от всех других признаков и в мышлении на основе обобщения формируется понятие «цвет».

Подводя итог, можно смело сказать, что сенсорное развитие:

  • является основой для интеллектуального развития;
  • упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
  • развивает наблюдательность;
  • готовит к реальной жизни;
  • позитивно влияет на эстетическое чувство;
  • является основой для развития воображения;
  • развивает внимание;
  • дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно
  • познавательной деятельности;
  • обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
  • обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
  • влияет на расширение словарного запаса ребенка;
  • влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Формирование сенсорных эталонов на ранних этапах развития ребенка служит основой для познания мира и является одной из важных сторон дошкольного развития.

Автор: учитель-дефектолог Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 80 «Аист» г. Ульяновска, Данилина Наталья Юрьевна