Найти тему
Скрытые смыслы

Памяти Игоря Талькова

Оглавление

6 октября 1991 года в Петербурге, за кулисами гала-концерта во дворце спорта «Юбилейный», был убит русский поэт и музыкант, один из самых ярких певцов Русского Возрождения Игорь Тальков

Фото:  портал Правительства Тульской области
Фото: портал Правительства Тульской области

Несмотря на то что поводом к ссоре и перестрелке стал спор с охраной певицы Азизы, по результатам комплексной судебно-медицинской, баллистической и ситуационной экспертизы прокуратура Санкт-Петербурга пришла к выводу, что последний выстрел не мог быть произведён никем иным, кроме как директором группы «Спасательный круг» Валерием Шляфманом.

Сам Шляфман моментально скрылся в Израиле, где избегает контактов с прессой и сменил фамилию. Теперь он зовётся Высоцким.

Как рассказывают свидетели, в роковой вечер этот человек взял трубку и кому-то отчитался: «Тальков мёртв!»

Тогда, в 1992 году, дело об убийстве было приостановлено. В 2018-м его возобновили, но без особых надежд.

Бог правду видит, да не скоро скажет.

За несколько дней до смерти Игорь говорил с неизвестным по телефону. Прозвучали слова: «Вы мне угрожаете? Хорошо. Объявляете войну? Я принимаю вызов. Посмотрим, кто выйдет победителем».

Песня

В декабре 1989 года ведущий телепрограммы «До и после полуночи» Владимир Молчанов включил песню Талькова «Россия» в свой телеэфир. Для большинства это был шок, а для многих единомышленников — ни с чем ни сравнимая радость узнавания.

Таких текстов с телеэкрана страна ещё не слышала:

Листая старую тетрадь

Расстрелянного генерала,

Я тщетно силился понять,

Как ты могла себя отдать

На растерзание вандалам…

Разверзлись с треском небеса,

И с визгом ринулись оттуда,

Срубая головы церквям

И славя красного царя,

Новоявле́нные Иуды.

Тебя связали кумачом,

Сверкнул топор над палачом,

И приговор тебе прочёл

Кровавый царь, великий гений.

В этих стихах всё предельно точно. И именно в этой точности — главная опасность для исторических и нынешних врагов России. Именно этого Игорю Талькову не могли и не могут простить до сих пор.

Сам Тальков в автобиографическом очерке «Монолог» писал:

«Великий русский народ ещё силён, и пусть не надеются слуги дьявола, что на исходе ХХ века он сам сунет голову в петлю:

Когда-нибудь, когда устанет зло

Насиловать тебя, едва живую,

И на твоё иссохшее чело

Господь слезу уронит дождевую,

Ты выпрямишь свой перебитый стан,

Как прежде, ощутишь себя мессией

И расцветёшь на зависть всем врагам,

Несчастная великая Россия».

Жизнь

Игорь Тальков родился в деревне Грецовка неподалёку от тульского Щёкина 4 ноября 1956 года. Его предки по отцу — потомственные дворяне и казаки, дед и братья деда служили офицерами в русской армии. Отец матушки — этнический немец, мать — ставропольская казачка.

Зачем об этом мы вспоминаем именно здесь?

Для нас существенно, что Игорь был плоть от плоти той великой страны, которую помнил, любил, оплакивал и на Возрождение которой уповал, призывая нас к большой исторической работе. Он был и остаётся с нами, среди нас, своих, на своей земле…

Родители Талькова познакомились в лагере за несколько месяцев до смерти Сталина. Там же, в Сиблаге, в Орлово-Розовском отдельном лагерном пункте Чебулинского района Кемеровской области, родился в 1953 году и старший брат Игоря — Владимир.

После освобождения отцу, русскому и коренному москвичу, не дали вернуться в Москву, и семья поселилась в Щёкине под Тулой. Там же, в Щёкине, Игорь учился в школе. В детстве много и успешно занимался хоккеем, даже пробовался в ЦСКА, но не прошёл отбор.

Окончив школу, пытался поступать в московские вузы (театральный и спортивный), но опять же не поступил как сын человека с судимостью (отец Талькова не был реабилитирован).

Музыкой Игорь стал заниматься ещё в школе. После армии, с 1976 года он — на профессиональной сцене. Играл бас-гитаристом во многих коллективах, в том числе у Стаса Намина и Давида Тухманова.

Слава лирического музыканта пришла к нему в 1987 году, когда на одном из фестивалей Тальков исполнил песню Тухманова «Чистые пруды».

Годом позже, в стихотворении «Чистые пруды-2» Игорь вспоминал:

Я хотел спеть песню «Чистые пруды»,

Но в прудах известных чистой нет воды,

Вместо ив застенчивых виснут провода,

Друг мой канул в вечность и не придёт туда.

Сон веков нарушен, пристань сожжена.

Что произошло? Война.

…Да, я спел вам песню «Чистые пруды»,

Но, признаюсь честно, мне не до воды,

Я на меч булатный и доспехов звон

Променял приятный свой аккордеон.

И моя дорога определена.

Что произошло? Война.

Да, дальше дорога Талькова была определена. Сцена стала его полем боя, песня — его оружием. Сам он говорил в одном из интервью:

«Я не хочу потерять трибуну, а сцена — это моя трибуна. Я к ней очень много шёл, и в своих песнях я достаточно подробно излагаю свою точку зрения. Закона арестовывать артиста-композитора у нас нет, а если я своими словами начну говорить — не в песнях, а просто говорить и собирать такую аудиторию, — то меня просто арестуют, потому что без санкции горисполкома мне никто не позволит этого делать. А артиста арестовать — нет такого закона».

Против русофобии

На воре и шапка горит. Игорь Тальков вспоминал, как в 1989 году, на передаче «Песня-89», после исполнения песни «Россия» его коллеги-композиторы еврейского происхождения стали восклицать: «Как же так, Игорь! Ведь вы образованный интеллигентный человек, и вдруг — „…ринулись оттуда, срубая головы церквам и славя красного царя, новоявле́нные Иуды“. Что с вами? Откуда такой шовинизм и антисемитизм?»

Сам композитор и поэт отвечал на эти выпады с предельной ясностью: «Сионисты всегда и всем кричали и продолжают кричать: „Антисемиты!“ — в тот момент, когда их хватают за руку на месте преступления…

Когда осквернялись и уничтожались памятники русской национальной культуры, когда сжигались древнейшие книги и рукописи, когда русский народ варварским образом отрывали от корней, перевирая его историю, никто почему-то не говорил о русофобии, исключая горстки патриотов; ну уж о сионизме Боже упаси что-либо сказать».

От этих слов до рокового выстрела прошло меньше года. Такой внятности не прощают.

Память русского воина

В Петербурге, во дворце спорта «Юбилейный», в 1992 году установлена мемориальная доска с надписью: «Вечная память погибшему за Россию поэту, певцу и композитору Игорю Талькову от русского народа и русской партии».

Трусливое политкорректное время заставило обрезать надпись. Ныне она звучит так: «Вечная память погибшему за Россию поэту, певцу и композитору Игорю Талькову от русского народа».

В день подлого убийства поэта 6 октября в 6 часов вечера монахи Александро-Невской лавры каждый год служат у мемориала поминальную службу.

Помянем раба Божьего Игоря и мы, помянем с любовью и благодарностью.