Найти тему
Realist Media

Как работать с доминантным руководителем?

Руководители высшего звена часто сталкиваются с тем, что их непосредственный начальник (собственник или CEO) ведёт себя достаточно агрессивно или не особенно церемонится с их чувством собственного достоинства. Это закономерно, так как уверенность в себе, драйв и доминантность, иногда переходящая в агрессию, позволили человеку создать успешный бизнес или подняться на самый верх корпоративной пирамиды. Автор книги «Корпоративная культура как она есть» Татьяна Кожевникова совместно с руководителем социальных программ Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии Денисом Ивановым рассказала, о причинах такого поведения руководителей, а также как реагировать сотрудникам на агрессивно-доминантное начальство.

Особенно доминантность, переходящая в агрессию, характерна для руководителей, сформировавшихся в российских компаниях. Поэтому надо принять эту ситуацию как данность и найти эффективную стратегию, позволяющую сохранить работу и не разрушить психику. Эту стратегию будет проще выработать людям, обладающим высоким эмоциональным интеллектом, о котором я подробно рассказывала в своей предыдущей колонке. В ситуации, когда на вас направлена агрессия, прежде всего необходимо сохранить самообладание и не позволить эмоциям контролировать своё поведение. Лично я задаю себе ряд вопросов, помогающих мне посмотреть на происходящее со стороны и успокоиться:

  • Какие эмоции я испытываю, и насколько они обоснованы?
  • Я реагирую эмоционально, потому что я виноват, и агрессия со стороны начальника оправдана, или из-за чувства несправедливости?
  • Есть ли возможность не реагировать на ситуацию сразу, под влиянием эмоций, а подготовить аргументы и поговорить с руководителем на следующий день?
  • В чем причина агрессии? осознаю ли я, что, возможно, человек раздражен некими внешними проблемами, а не данной ситуацией и, тем более, не мною лично?
  • Для меня важнее сохранить отношения с руководителем или самоуважение?
  • Есть ли смысл обратиться для конфиденциального обсуждения данной ситуации за внешней помощью к ментору или коучу?
  • Как отнестись к произошедшему с чувством юмора и не воспринимать очередную рабочую дискуссию как трагедию всей своей жизни?
-2

Если отнестись к ситуации рационально, то можно прийти к следующим выводам:

  • Такое поведение мне не нравится, но я могу с этим справиться, и это не конец света;
  • Мне бы хотелось, чтобы начальник вел себя иначе, но он может считать (ошибочно, конечно!), что никому ничего не должен;
  • Мне никак не поможет, если я займу обвинительную позицию.

С помощью эмоционального интеллекта легко понять, что частично агрессивный настрой со стороны собственника может быть вызван огромной ответственностью за бизнес, которая круглосуточно лежит на его или ее плечах. Наемный руководитель уходит с работы домой и старается думать о производственных вопросах как можно меньше. Собственник беспокоится о бизнесе постоянно, включая отпуск и выходные. Если у компании возникнут проблемы, наемный руководитель может уволиться в любой момент, практически ничем не рискуя. У собственника такой возможности нет, поэтому у него вызывают раздражение те руководители, которые, по его мнению, «думают не о компании, а о себе». Соответственно, одна из стратегий минимизации агрессии заключается в том, чтобы встать на позицию собственника и продемонстрировать ему аналогичное «хозяйское» отношение к имуществу и интересам компании.

-3

Ещё одна причина агрессивного поведения может быть связана, как ни странно, с тем, что подчиненный ведёт себя слишком послушно, старается ни в чем не противоречить начальнику и полностью соглашается с ним или с ней. В моей практике был случай, когда у нас с СЕО было разное мнение по поводу одного из кандидатов. СЕО предлагал его взять, а я считала, что этот человек нам не подходит. Так как СЕО был настроен решительно, я быстро прекратила дискуссию и согласилась нанять данного кандидата. Через несколько месяцев СЕО все-таки решил его уволить и обвинил меня в том, что я в момент найма не настояла на своём. Когда я парировала, что это именно он приказал мне взять данного кандидата, СЕО сказал: «А если бы я тебе приказал выпрыгнуть из окна, ты бы тоже выпрыгнула?».

Данная ситуация научила меня тому, что когда лидер проявляет агрессию, на неё необходимо отвечать, твёрдо высказывая свою точку зрения и аргументированно доказывая свою правоту. СЕО или собственникам нужны спарринг-партнёры достойного уровня, которые могут бросить им интеллектуальный вызов и заронить зерно сомнения в правильности их поступков. Беспрекословное повиновение может усилить агрессию, так как подобные руководители прекрасно чувствуют собеседника и не упустят случая продемонстрировать своё превосходство. Важно отметить, что давать вежливый отпор необходимо исключительно наедине с руководителем, так как если сделать это в присутствии других коллег, агрессия может усилиться. Выиграть публичную дискуссию у руководителя практически невозможно.

-4

Правильный выбор лексики в коммуникации с агрессивным начальником также имеет значение. Фразы «я постараюсь это сделать», «да, но...», «у нас проблемы», «это не в моей компетенции», «такой задачи не стояло», «наверное, это не получится, потому что...» или «я вас услышал» точно не улучшат его или ее настроение. Подобные формулировки свидетельствуют об оборонительной позиции и могут вызвать новую волну обвинений. СЕО и, в особенности, собственники предпочитают работать с людьми, которые приходят к ним не с проблемами, а с решениями, которые берут на себя ответственность за всю компанию, а не только за функционал, отражённый в должностной инструкции, и которые вместо констатации «это не получится» формулируют условия и ресурсы, необходимые для того, чтобы получилось. Цитируя Уильяма Онкена и Дональда Уосса, руководители не хотят, чтобы их сотрудники перекладывали им на плечи «своих обезьян».

-5

В заключение хочется отметить, что лучший способ управления агрессией это не допустить ее. Даже самые зловещие СЕО и собственники могут прекрасно контролировать свой темперамент и быть вежливыми и позитивными, когда они взаимодействуют с определёнными категориями людей, например, с рядовыми работниками на встречах трудового коллектива, со студентами подшефных вузов, с членами семей сотрудников (например, с женсоветами, которые ещё сохранились на некоторых промышленных предприятиях с преимущественно мужским коллективом), с ветеранами и с особо ценными работниками компании, которых они бояться потерять. Если вы являетесь уникальным специалистом, признанным авторитетом в своей области, известным не только внутри компании, но и за ее пределами, руководитель несколько раз подумает, стоит ли демотивировать вас своим агрессивным поведением. А если это все-таки произойдёт, то у вас, как у высококвалифицированного руководителя, всегда есть возможность выбрать компанию, в которой к вам будут относиться более уважительно.

Читайте также: как стать CEO и «носителем ценностей» компании?