Найти в Дзене
ЛУЧШЕЕ ДЛЯ ТЕБЯ

Нет стереотипам: общение клиента с фрилансиром

Оглавление

Фрилансер - свободный работник.
По какой-то неведомой причине фрилансеров считают
бездельниками, людьми, которые всегда доступны, причем как для домочадцев, так и для работодателей.
Я после нескольких инцидентов я решила составить
правила общения заказчика с фрилансером и в обратную сторону.


Хочу рассказать про несколько показательных инцидентов:

ПЕРВЫЙ.
Мне пишет беременная девушка и просит ее поснимать в студии. Я соглашаюсь, потому что она мне внешне кажется интересной, продумываем образы, и назначаем день. Общаемся и в соц сети и по телефону. Она долго умоляет о скидке, потому что денег мало, везде надо платить. Я соглашаюсь, потому что слишком проникаюсь к ней теплом. Мне хочется сделать ей приятное, такой небольшой бонус. Накануне съемочного дня списываемся - все хорошо, назначили мы время весьма раннее, так что до нашей встречи остается 9 часов на сон и сборы.
Что ж, день Х.
Я рано просыпаюсь, проверяю телефон, собираюсь и еду в студию.
К слову, студию забронировала я, не она, то есть она не вносила предоплату ни мне, ни студии.
Я паркуюсь, выхожу из машины, и тут у меня нехорошее предчувствие возникает. Беру телефон, смотрю смс - их нет. Звоню ей на номер, она не берет. "Едет, наверно" - думаю я, захожу в студию, раздеваюсь, но чувство меня не покидает. И тут звонит телефон - это она.
Ура!! Я беру трубку, спрашиваю, где она, ведь наше время уже через 10 минут начинает тикать, и тут слышу слова"Ой, простите, я не приеду, я же написала в соц сети недавно, что не смогу".
Я захожу в соцсеть, и там реально сообщения от нее, которые она недавно написала, что она чувствует себя нехорошо.
Эмм... возможно, я привыкла, что в каком бы я ни была состоянии - я приеду, особенно, если уже есть договоренность. И особенно, если студия уже забронирована! Кто не знает - для брони надо оплатить сразу или частично время аренды.
Я уже не говорю про свое время - ведь часы работы и потраченное время на поездку в студию и обратно, а также деньги на бензин - это мне не возместит никто.
И девушка просто кинула на деньги, не предложив оплатить студию даже. То есть я потеряла время и деньги. Более она не писала.
С тех пор с незнакомых и непроверенных людей беру предоплату.

ВТОРОЙ.
Девушка обратилась за съемкой, я согласилась, в назначенный день мы все сделали, и я в подарок добавила несколько обработанных кадров и дополнительный материал.
Я люблю делать подарки клиентам, поэтому испытала радость, когда ей все понравилось.
В другой раз она обратилась ко мне сразу с просьбой поснимать и в подарок сделать еще кадры. Я слегка офигела. Потому что подарок - это когда я его готова сама сделать, а тут клиент сразу просит... Думаю, ну ладно, можно сделать, все-таки, уже не в первый раз они меня приглашают поработать с ними. Меня возмутило, что они просят скидку сразу, потому что денег мало теперь, расходы возросли. Но я и тут пошла навстречу, вошла в положение. Зря.
Все сделала, и начались просьбы скинуть не несколько кадров в подарок, как мы договаривались, а все.
Эм... Как бы это не проплаченнная услуга, поэтому мне данный момент не понравился, наглость клиента переступила границу, о чем я и сообщила в мягкой форме. Но девушка мне стала утверждать, что они рассчитывали на то, что будет больше кадров, невзирая на мои фразы, что мы договаривались на несколько, а не на сотни. На 2-3, ну на 10, не на большое число. Потому что я физически не готова бесплатно сидеть обрабатывать много кадров, это может занять несколько дней.
Ладно, с этим решили. Но вопрос возник с другим - спустя несколько месяцев у девушки сломался ноутбук, и весь материал, который я отправила, они хранили на нем, и он исчез, соответственно.
Я после отправки удаляю материал в течение пары месяцев, чтобы не забивать место на диске. Догадываетесь, к чему веду?
Она стала просить меня найти материал и прислать его повторно, потому что у них ничего не осталось. Естественно, никакой доплаты за время, которое я могу потратить на поиски материала на дисках, на загрузку (несколько часов) не предложили. Вообще, весь диалог велся так, будто мы друзья, хотя наше общение все это время ограничивалось работой.
Вывод из всей второй истории - не надо баловать клиентов подарками сразу, если и дарить услуги от себя - то в том количестве, которое мне не во вред, и учиться сразу разграничивать общение, чтобы не было панибратства и вопросов "ну а что, сложно что ли? пять минут потрать на поиски, на загрузку, интернет же есть". Эмммм... Как будто все остальное время я ничего не делаю, просто сижу и жду, чем бы заняться, кто бы подкинул мне заданий, да побольше.
К слову, эта девушка и ее мужчина писали мне и в выходные и по ночам, что тоже не совсем корректно. Потому что и у работников фриланса есть выходные, в которые я не дома, и отдыхаю от компа))


ТРЕТИЙ.
Тут история еще страннее предыдущей.
Мы договорились о бартере с компанией. Они нам товар, мы - услугу.
Естественно, моя работа не оплачивалась деньгами, а только товаром.
На том и порешили. Расходники (аренда помещения/ вода/ перекус) была на них, хотя и здесь они попросили меня этим заняться, они только за это переведут деньги напрямую владельцам помещения.
Я потратила несколько дней на подбор локации, ждала их утверждения. Наконец, выбор был сделан.
Кстати, ремарочка: мы ждали их ответы всегда очень долго, притом, когда мы не отвечали моментально, начиналось недовольство, мол, отвечайте скорее. Звоночек, да?
Я со своей стороны привлекла еще одного работника, которому обеспечила проезд, а также которому теперь в ответ в любой момент готова оказать помощь, потому что он помог мне в съемке для этих товарищей.
Мы притащили кучу оборудования, все сняли.
Опять же, сверх оговоренного. Чтобы все было красиво, и все были довольны.
Но есть люди, видимо, всегда недовольные всем. Потому что кадры, которые всем вокруг понравились, для были "ок", ни спасибо, ничего.
И вот, с нашей стороны материал был готов.
Но мы его им не отдали, потому что теперь должен быть их шаг.
Которого не последовало.
Началась переписка, похожая на бред, что мы не отдаем материал, грубим, хотя ни слова не было сказано в указанном формате. Зато с их стороны были указания, когда и как передать материал.
Когда я им напомнила, что условия были в обе стороны, они не нашлись, что ответить, все равно продолжая переваливать в мою сторону обязанности, будто в их голове была мысль, что я им должна, ведь они дали мне возможность их снимать. Ситуация выглядит так нелепо, как если бы говорили через китайского переводчика.
Итог - прописывать условия в договоре, либо просить выполнять свою часть сразу, чтобы каждый из нас получил то, что хочет. Потому что
мы не получили по факту ничего, но зато поработали бесплатно на людей. "Класс", делать же больше нечего было.

Ну и давайте я разбавлю этот треш и приятными моментами:
Я договорилась поснимать себе для портфолио красивых ребят, бесплатно. Но с ограничением по времени, потому что надо было по делам.
И вот съемка была закончена, я попрощалась и собралась уходить, как мне парень протягивает купюры, он оплатил почти стандартную цену съемки. Я была очень удивлена! Это было приятно. Конечно, я с удовольствием им сделала фотки и отдала. Они тоже были счастливы.

-2

И такие примеры весьма часто встречаются, а для остальных хочу расписать то,

как для всех будет комфортно общаться:

  • Для начала общения выберете "Вы", а не "Ты". Вроде элементарно, но все равно некоторые сразу "ты"-кают, отчего создается ощущение панибратства. Переход на "ты " комфортен только после вопроса можно ли так обращаться, и как правило, большая часть клиентов согласна ))
  • Звонить и писать в рабочее время. Если вопрос не срочный, то не надо строчить в 2 утра, потому что это неэтично, и как бы человек может спать и проснуться от пиликания от телефона. Можно также обозначить ваше рабочее время в переписке, чтобы всегда можно было к этому пункту вернуться и проверить, а нормально ли звонить в 8 утра или только в 9.
  • Оскорбления. По какой-то причине и заказчик и фрилансер считают, что если работа в интернете, то можно безнаказанно высказываться в любой форме. Особенно, если что-то не нравится.
    Например, я взяла на работу человека на сайте фриланса, он выполнил работу, я ее оплатила, но она мне не понравилась. Я не стала просить переделать, просто не стала оставлять положительный комментарий, из-за чего мой работник начал писать и названивать (!!) , в истерике требовать положительный отзыв, чтобы его рейтинг остался на высоте. Это было дико. Хотя я вела с ним спокойную беседу, он весь кипел. В итоге он просто жаловался на меня, в течение нескольких дней (какой толк?), хотя я ему заплатила всю сумму сразу и не позорила его негативным отзывом, просто не оставила его, но он так и понял, почему я не готова врать (ведь если пишешь положительный отзыв о работе, которая тебе, по сути, стала не нужна, это ложь!)
  • Требовать выполнять работу сверх оговоренного объема.
    На обычной работе есть список обязанностей, за который вы и получаете оклад, а на фрилансе заказчик часто хочет расширить твой функционал, чтобы за одну цену получить сразу три услуги, а не одну. Этого нельзя позволять, потому что в итоге будет измученный работник и ненасытный заказчик, который может потребовать еще какие-то услуги сверху, от чего фрилансер по итогу просто будет ощущать себя рабом.
  • Соблюдение сроков.
    Частый момент, когда сроки конкретно не оговариваются, либо сам работодатель/заказчик их легко может нарушить, но при этом в срочном порядке потребовать выполнения работы от фрилансера. Следите за этим пунктом. Должно быть четко прописано (в диалоге, например), в какие даты надо сдать работу, а также в какие сроки уместно отвечать заказчику. Не так, что он молчит месяц, не отвечая на вопросы работника, а потом в срочном порядке заставляет его все переделать, потому что не был дан четкий ответ. То же касается и оплаты. Либо производите ее поэтапно, либо обсудите, в какую дату вы обменяетесь деньгами и выполненной работой.
  • Личное время. Оно есть у всех. И у фрилансеров в том числе, поэтому имейте уважение к тем, с кем работаете, и не надо просить быть на связи 24/7, если работа это не подразумевает. Конечно, если вы берете личного помощника именно с условием, чтобы он был всегда на связи, тогда нет вопросов. Но если вы нанимаете дизайнера, даете ему срок на выполнение, а затем начинаете терроризировать его звонками в воскресенье в 5 утра, то это банально неуважение.
  • Не требуйте у фрилансеров выполнения работы после ее завершения. То есть вы просили сделать вам фотосессию, вот вам отдали кадры, на этом работа закончена. Но! Вы внезапно захотели БЕСПЛАТНО, чтобы вам работник отправил материал еще раз, потому что спустя полгода у вас сломался комп, и все фотки исчезли. Простите, такое бывает, но вам спокойно могут отказать, потому что фрилансер не обязан хранить ваш материал у себя после его передачи вам, и не обязан тратить рабочее и личное время на выполнение ваших просьб. Конечно, тут на усмотрение работника, но благодарность в виде чашки кофе или хотя бы небольшой оплаты будет уместна.
  • Контракт / договор. Если вы нанимаете человека / или идете сами работать лично, то есть возможность для встречи присутствует, а объем работы и гонорар большой, лучше подписать договор, чтобы избежать конфликтов. Когда обе стороны понимают, что есть юридическая ответственность, поведение сразу меняется) Это лично мой совет как юриста (по первому образованию).
  • Четко формируйте свои пожелания и запросы. От этого часто зависит количество затрачиваемого времени и оплаты, соответственно. Потому что жутко неудобно, когда клиент просил одно видео, а потом вдруг резко передумал, и хочет три, разговаривать о цене. Ведь изначально заказчик был настроен на одну сумму... И потом начинаются торги, когда каждый пытается объяснить другому свою позицию, а работа при этом стоит. И бросить уже жалко, ведь время потрачено, и деньги получить хочется. Так что все желания обсуждаем на берегу.
  • Фрилансерам совет. Организуйте себе рабочий уголок и объясните домашним, что, как бы для них смешно это не выглядело, но вы на работе, и вас нельзя беспокоить каждую секунду, потому что вы РАБОТАЕТЕ, за что вам платят. И это только ваше время, в которое вы не можете сорваться мыть посуду за всеми, выгуливать пса или общаться с бабулей по телефону.
    Конечно, прелесть фриланса, что вы сами строите распорядок дня, но частенько бывает, что за день вы так и не успеваете поработать, потому что то подруга пришла на минутку чай попить, то мама просила помочь, то еще что. И вот, пока другие зарабатывали, вы просто никакую часть работы не сделали.
    И также совет от меня - не балуйте клиентов подарками в виде доп. услуг, это разбалансирует отношения, и в следующий раз, когда у вас не будет возможности сделать дополнительную "подарочную" работу, у клиента может возникнуть ощущение, что ему недодали.

А как вы относитесь к фрилансу? Были ли трудности в общении в этой сфере? Делитесь в комментариях )

Также ознакомьтесь со статьей про Дзен.

Для быстрого общения на любые темы:

https://yandex.ru/chat/#/join/7eaa36c9-b4c6-4cc4-af5b-a8241a52b735

#нет стереотипам