Алия по лезвию ножа или побег из Эфиопии
Ализа - еврейка из Эфиопии. Сейчас ей около 50, история ее эмиграции в Израиль драматична.
ОВ детстве она с семьей жила в эфиопской деревне, где было много евреев. Молились, старались соблюдать еврейские традиции, например, праздники и кашрут. Работали на земле тяжелым крестьянским трудом, этим и кормились. Местные христиане плохо относились к евреям, издевательски. Дети не хотели посещать местные школы из-за насмешек детей другой веры. Иногда даже бывали опасные ситуации, угрожающие жизни и здоровью евреев.
В начале 1980-х годов в общине появились слухи, что эфиопские евреи потихоньку бегут на землю обетованную, как они говорили, «в Иерусалим» - это такой символ воссоединения с исторической Родиной. Главой их еврейской общины был дед Ализы – состоятельный человек, поддерживал в их селе иудаистские традиции. Он вселял в соплеменников веру в лучшее будущее на исторической Родине.
Дядя Ализы, молодой тогда парень, побывал с несколькими единомышленниками в Судане и встретился там с агентами Моссада, которые занимались нелегальной отправкой эфиопских евреев домой. Легально уехать было нельзя, а нелегальная миграция была опасна. Дядя впечатлился общением с израильтянами и написал семье письмо, где иносказательно убеждал их начать подготовку к побегу из страны. Дед принял положительное решение и принялся в тайне от властей уговаривать односельчан последовать его примеру. Несколько семей согласились бежать.
В 1984 году беглецы продали все свое имущество, устроили прощание с соседями и родными, ведь последовать в Израиль согласились не все. Ализе было 10-12 лет, ее мать была на 9 месяце беременности. Пошли пешком, транспортом не пользовались, поскольку нельзя было привлекать ничьего внимания. Матери было сперва очень плохо, но, не жалуясь, она молилась, ей становилось легче, и семья продолжала путь.
В условленном месте беглецов ожидал проводник, который за деньги тайно должен был доставить их до границы с Суданом. Когда отец Ализы со старшим сыном куда-то отошли, их ограбили бандиты, отобрав деньги для проводника. Вернувшись, отец рассказал, что с ним произошло. Дед успокоил его, пообещав заплатить за них. Но упрямый отец решил вернуться в деревню, найти этих бандитов и вернуть свои деньги. Так семья разлучилась.
Беженцы шли ночами, так как днем стояла сильная жара и было опасно. Воду, еду несли на себе. По дороге к ним присоединялись другие евреи, родственники, те, кого удалось уговорить, с кем списаться. В группе было несколько лошадей, на них ехали по очереди. Когда сели Ализа с сестрой, то заблудились в темноте и отстали от группы. В самые трагичные моменты девочка начинала молиться, это помогало, как и в тот раз. Они вернулись в толпу беженцев. По дороге люди терялись, теряли детей, которых было много.
Через 1 месяц проводники оставили беглецов, так как приближалась граница с Суданом. Идти дальше для них было опасно. Они показали взрослым дорогу к границе. Всех проинструктировали, как и что говорить при встрече с полицией и властями: они – бегут из Эфиопии от голода, слово "евреи" - не произносить.
На группу напали бандиты, всех ограбили и вылили их воду. Беженцы все же пошли дальше без воды, набрать ее было негде, а возвращаться некуда. Люди сохли от голода, шли как в бреду и молились. Ализа шла рядом с дедом, их духовным лидером. Тому в полузабытьи было видение: он услышал голос Бога, который пообещал, что из 200 беглецов никто не погибнет. Так и случилось.
Наконец, несколько мужчин сели на лошадей и поехали искать воду. Они привезли немного воды, напоили людей, у которых появились силы идти. Дошли до границы с Суданом, там был разбит лагерь беженцев под патронажем Красного Креста. Чиновникам лагеря сказали, что бегут от голода в Эфиопии, умолчав, что они евреи. В лагере кормили, еда была некошерная. Дед велел всю еду получать, но потихоньку выбрасывать самое некошерное в яму. Так и делали.
В лагере прожили 2 месяца, мать Ализы родила дочь, там семью нашел отец. Руководство лагеря было каким-то образом связано с Моссадом, беженцам потихоньку помогали. И вот однажды среди евреев разнеслась тайная весть: вскоре их начнут переправлять в Израиль. Для этого их вывезли из лагеря, поселили в каких-то маленьких домиках. Оттуда должны были ночью на грузовиках тайно отвезти к месту приземления самолета из Израиля. И увезти домой.
Некоторое время беглецы жили в этих тесных домиках на головах друг у друга. Наконец, их предупредили, что время настало и ночью им нужно будет пешком дойти до грузовиков. Необходимо было соблюдать полную конспирацию, при малейшей опасности падать на землю и прятаться. Ализе казалось, что они на войне.
Дошли до 2 грузовиков, стали рассаживаться. Народу было намного больше, чем посадочных мест. Семья разделилась, отец с сыном сели в 1 грузовик, Ализа с матерью и сестрами - в другой. От тяжести одна машина сломалась, а другая уехала. Ализа с матерью остались в Судане, а отец с братом улетели. Когда грузовик разломался, все упали на землю. Девочка боялась, что мать с грудным ребенком пострадают, но обошлось.
Безутешные беженцы вернулись в маленькие дома, и там их обнаружила местная полиция. Стали допрашивать, и, хотя люди скрывали цель их нахождения в Судане, правоохранители что-то заподозрили и вернули всех обратно в лагерь Красного Креста. Люди были в большом горе, плакали, ведь они потеряли шанс уехать, тогда как другим повезло.
Семья Ализы осталась без мужчин. Их взял под опеку в свою семью ее дядя, заботился о них наряду со своими детьми. В лагере Красного Креста не было хороших условий для беженцев, многие болели и умирали.
Вновь беглецы тайно ушли на базу, в те маленькие домики, откуда грузовики и самолеты увозили евреев в Израиль. Прожили там несколько месяцев, скрываясь от властей, обманывая полицию. Мама Ализы заболела, наверное, малярией, лежала. Девочке пришлось повзрослеть и ухаживать за матерью, сестрой и младенцем. Она им была как мать, все время молилась и считает, что ее молитвы спасли их.
Через несколько месяцев правительство Израиля договорилось с властями Судана, Эфиопии и началась «Операция «Моше (Моисей)» по вывозу евреев из Африки. Это была официальная операция, больше не нужно было скрываться. Дядя Ализы потерял всю свою семью в Судане, умершую от болезней.
Теперь у Ализы семья и дети, она работает медсестрой в детской поликлинике. Она большая патриотка своей страны, которая ей досталась с такими лишениями. Эту любовь к Родине она внушила своим детям.