Как и обещала в недавнем посте, до конца недели продолжу делиться с вам новостями с проходящих аграрных выставок. Сегодня, 7 октября 2020 в рамках АГРОПРОДМАШ 2020 прошла конференция «Сырье, оборудование и технологии переработки фруктов и овощей», где обсуждались насущные вопросы отраслей производства фруктов и овощей в текущем сезоне.
Какие же вопросы были самыми "горячими" на конференции?
Кадровый вопрос в плодоводстве и овощеводстве
Уже традицией на таких отраслевых мероприятиях стало говорить о дефиците профессиональных кадров. В отраслях садоводства, ягодоводства, защищенном грунте категорически не хватает профессиональных кадров. В этот раз отдельно было сказано о специалистах по выращиванию саженцев плодовых и декоративных культур.
"Несезон" для сезонных работников
Но особенностью этого года был другой момент. В этом году плодоводы, ягодоводы и овощеводы единогласно говорят о проблеме отсутствия сезонных рабочих! По понятной всем причине (а причина эта - закрытие границ из-за пандемии) привычные работники из ближней Азии не приехали.
Часто слышу пренебрежительные высказывания в адрес приезжих работников, а этот год показал, что альтернативу им найти не просто. И дело не в цене вопроса, как многие поспешили подумать. Как раз таки, упомянутые выше отрасли платить готовы, но требуют качественной работы. И, оказалось, что на внутреннем рынке альтернативную качественную рабочую силу найти не просто... А попытки были серьезные, привлекали студентов, сельчан, даже военных.
Основная проблема в неаккуратном сборе! Фрукты и овощи продукт нежный и неосторожное обращение приводит к потере товарности и ухудшению лежкости. Вот и оказывается, что сезонные сборщики это рабочая сила, которую неквалифицированной называть не совсем правильно, от них требуются совершенно определенные навыки и высокий уровень ответственности.
Почему сети выбирают импорт?
Активно обсуждался вопрос работы с сетями. Со стороны производителей я привыкла слышать такие проблемы этого направления:
- Необходимость соответствия продукта определенным стандартам, которые бывает трудно выдержать
- Низкая цена
Интересно было послушать противоположную сторону, т.е. сети, которые в свою очередь называют следующие проблемы Российского внутреннего рынка:
- Высокая цена на продукцию. Странно, но факт, но, зачастую, яблоко из Польши стоит дешевле яблока из Воронежской области. При этом, качественные характеристики и товарность импортной продукции часто бывает лучше местных. В такой ситуации сети конечно делают выбор в пользу качества, которое, к тому же, обходится по меньшей цене.
- Отсутствие возможности регулярной поставки. Регулярность - это то, на что делают упор сети. Товар на полках им нужен постоянно, зачастую, именно непрерывность поставок является для сетей решающим ключевым фактором при заключении договора.
Уход в он-лайн
Особенности сезона во многом определили и подтолкнули многих производителей развивать новые каналы реализации продукции.
Так, большое развитие получили он-лайн сервисы по доставке продуктов, в том числе свежих овощей и фруктов, своим опытом в этом вопросе поделился представитель ООО «Экомаркет».
Что интересно, в этом году открыли для себя он-лайн и те, кто многие годы работал по традиционной схеме продаж. Так, «Совхоз им. Ленина» в текущем сезоне осуществил проект создания интернет магазина для реализации ягод.
Скоро записи всех выступлений появятся на YouTube. Следите за обновлениями!
Ну а я, совсем скоро, расскажу как обстоят дела на АГРОСАЛОНЕ.