С 1 ноября 2020 года в России всем автовладельцам начнут оформлять только электронные паспорта транспортных средств (ЭПТС) вместо привычных бумажных версий. Это позволит увеличить перечень информации, которая содержится в техпаспорте автомобиля, а также сделать более «прозрачной» историю каждой машины, что поможет при купле-продаже машин на вторичном рынке. Отмечается, что в обязательном порядке менять бумажные паспорта на электронные не придётся, но по желанию владельца процедуру переоформления можно будет пройти за дополнительную плату в размере 600 рублей.
Оформлять ЭПТС будут компании-производители (если завод находится на территории России) или компании-импортёры, которые занимаются поставкой машин из других стран. Дилеры, занимающиеся перепродажей автомобилей на вторичном рынке, участие в оформлении ЭПТС принимать не будут - они уже приобретают транспортные средства с техпаспортом, неважно - бумажным или же электронным.
Согласно данным из открытых источников, в ЭПТС будет включена самая подробная информация об автомобиле: технические характеристики, пробег, VIN-номер, сведения о прохождении техосмотра и многое другое. По желанию владелец может указать в ЭПТС свои личные данные и стоимость машины. Также цену автомобиля в ЭПТС могут вносить автосалоны и другие владельцы (если они есть) - таким образом, у каждого транспортного средства будет сформирована личная карта стоимости. Это позволит покупателю оценить «адекватность» цены при приобретении машины с пробегом у частного лица.
Эксперты автоотрасли уверены, что электронный формат минимизирует количество ошибок при оформлении каких-либо документов в ГИБДД, а также сократит время при обработке данных. Например, при постановке на учёт транспортного средства больше не придётся вручную перепечатывать данные из бумажного ПТС, всю информацию в несколько кликов можно сразу же загрузить в систему.
Особенно ЭПТС помогут автовладельцам на вторичном рынке, где зачастую очень сложно отследить всю историю машины до момента покупки. Благодаря электронному документу станет ясно, как эксплуатировалась машина, когда проводились техосмотры, случались ли ДТП. Но к сожалению, эти сведения будут доступны, если владелец авто обслуживался у официальных дилеров и сообщал обо всех происшествиях с машиной своей страховой компании. В противном случае такая информация всё равно останется скрытой. Поэтому автомобилистам советуют использовать ЭПТС только в качестве одного из нескольких способов проверки истории машины. То есть, если в ЭПТС мало данных о техосмотре или же он проводился нерегулярно, возможно, стоит задуматься. А если состояние автомобиля проверялось регулярно, то такому паспорту можно доверять.